Несмотря на снижение цен на дизельное топливо в Ростовской области, в регионе остаются заправки без топлива. Дефицит не сильный, но ощутимый: примерно на 20% заправок нет дизеля. Об этом корреспонденту 161.RU рассказал директор по внешнеэкономической деятельности компании «АзовЗерноТранс» Алексей Величко.
— Бензин есть практически везде, но вот с дизелем постоянно возникают какие-то вопросы, причем по всему югу. Недавно наши коллеги ездили в Астрахань, говорили, что там особенно тяжело: машины по три, по четыре, по пять дней стоят на заправках. Там проблема ярко выражена. У нас процентов 20% [заправок] без топлива, — считает Величко.
Как полагает Величко, причина в скачке стоимости дизельного топлива, вызванном прекращением дотирования нефтекомпаний. Дотации сдерживали рост цен на топливо — государство компенсировало компаниям разницу между стоимостью на внутреннем и внешнем рынке. В итоге цена отправилась в свободное плавание и поднялась до международного уровня, считает руководитель.
— Что касается цен на экспорт зерна: стоимость топлива никак на это не повлияет. Зерно — это международные биржевые торги, там свои цены. Но цены на топливо у нас свои, внутренние. И из-за этого сельхозпроизводители будут нести в ближайшей перспективе убытки и работать практически в ноль, — отмечает Величко.
Зерно на внешнем рынке продать не удается, на внутреннем тоже — будет выход либо в ноль, либо в минус. Фермеры в итоге задумываются о том, чтобы сокращать посевные под пшеницу и переходить на другие, более рентабельные культуры.
— Этот сентябрь показал, что наша российская пшеница неконкурентоспособна на мировом рынке. И в первую очередь из-за того, что сельхозпроизводители не хотят ее продавать себе в минус, — считает Величко. — Важны не только стоимость топлива и низкая стоимость зерна, экспортная пошлина та же. Тут еще и фактор сельхозтехники. Те же зарубежные John Deer стало непосильно дорого чинить. А Кировский завод, например, сокращает темпы производства — техника не востребована. Но почему не востребована? Потому что сельхозпроизводитель не зарабатывает.
Величко считает, что ситуация в итоге оказывается сложной не только из-за взаимосвязанности всех составляющих цепочки агропрома. Влияет и внешнеполитическая ситуация.
— Без экспортной пошлины производителям было бы проще. Но есть оправдание государству: если не будет денег, не сможем отстаивать свои права и интересы на международной арене, не сможем защищать новые территории. Но у палки два конца — все ведь понимают, что нужно потерпеть. Но терпеть дальше некуда, по крайней мере, сельхозбизнесу при работе в убыток.