Главная проблема Дона — маловодье, из-за которого в дельту Дона попала соленая черноморская вода. Строительство Багаевского гидроузла не улучшит ситуацию с состоянием донских вод. Об этом академик РАН и председатель Президиума Южного научного центра РАН Геннадий Матишов заявил в интервью «Научной России».
Геннадий Матишов — академик РАН, научный руководитель ЮНЦ РАН, председатель Президиума ЮНЦ РАН
— Самая главная проблема в том, что маловодье повлекло за собой затоки в дельту Дона соленой черноморской воды. У нас в течение пяти месяцев температура воды с поверхности до дна достигает 34–35 градусов. Это приводит к заселению совсем другой фауны и вымиранию аборигенных видов. В Азовском море тоже давно нет азовской рыбы. А ведь в 1960-е годы ловили ее примерно 400 тысяч тонн, причем из них примерно 25–30 тысяч тонн — это только осетровых, — отмечает Матишов.
Ученый сравнивает строительство Багаевского гидроузла с созданием Цимлянского водохранилища, появление которого привело к затоплению сел. Матишов отмечает, что при этом «было и полезное» — плотина дала электричество хуторам. Но с точки зрения окружающей среды и чистоты Дона — «это, конечно, беда».
— Но это было давно. Другое дело — когда сейчас делают новый Багаевский гидроузел. Я считаю, это большая ошибка. [После строительства плотины] будет еще хуже. Сейчас у нас маловодье на Дону. А плотина воды не прибавит. Дон и так уже обмелел дальше некуда. — уверен Матишов.
С Матишовым солидарен кандидат географических наук Андрей Кузнецов — он считает, что строительство Багаевского гидроузла осложнит ситуацию с оздоровлением Дона.
Багаевский гидроузел входит в программу «по оздоровлению реки Дон». Это крупнейшая из 22 инициатив в рамках проекта — он обойдется в 29 миллиардов, достроить его рассчитывают до 2024 года.
Строительство Багаевского гидроузла началось еще в апреле 2018 года. Тогда губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил, что постройка обеспечит потребности многих населенных пунктов в бесперебойном водоснабжении, рыболовстве и мелиорации. Экспертиза, по словам главы региона, подтвердила экологичность проекта.
Закупка на проведение второй части строительства трижды срывалась, каждый раз стоимость работ только возрастала — если в апреле 2019 года вторая половина проекта стоила 19,4 миллиарда, то после — уже 21 миллиард. Последняя закупка была уже на 27,9 миллиарда рублей.
Геннадий Матишов в марте 2020 года заявил, что если ситуация на Дону не изменится — уже через пять лет возле Ростова появятся новые острова, прямо посреди Дона. Тогда ученый заявил, что необходимы нестандартные решения проблемы.