Ученые обнаружили, что Темерник — самый проблемный малый приток Дона Ростовской области. В донных отложениях реки обнаружили превышение нефтепродуктов в 7 раз. Представитель сообщества «Темерник-су», где собирается «текущая информация об умирании реки Темерник», Ян Вал рассказал 161.RU о причинах загрязненности реки, проходящей через весь Ростов.
Паблик во «Вконтакте» «Темерник-су» собирает новости о реке и отчеты о работе волонтеров и общественников. Там же периодически размещают объявления о субботниках и высадке растений
Говоря о взаимодействии между властями и общественниками, Ян Вал отмечает:
— Взаимодействие есть. Но до определенного момента. Хотите организовать субботник — власти со всей душой. В ходе расчистки [реки] меня пригласили в рабочую группу, ходили, контролировали. Участвовал во всяких междусобойчиках. Но вот когда в апреле всё пошло не так, и «Темерник.су» стал писать об этом (в том числе Росприроднадзору) — «любовь закончилась». Конфронтации нет, но уже никуда не приглашают, — отмечает общественник.
По мнению Яна, нынешнее экологическое состояние Темерника остается стабильно тяжелым. Воду из реки пить нельзя — даже после обработки через фильтрацию или кипячения. Мест для купания нет.
— Оценить, улучшается ли состояние реки в последние годы, сложно. Поскольку реабилитация идет по принципу: шаг вперед — два шага назад. Рассмотрим на примере последней расчистки, организованной Минприроды в 2019–2020 годах. Русло чистили довольно энергично, но сбросы в феврале 2020, повторная расчистка участка, по завершении работ — сбросы в апреле-мае этого года (вообще в марте-июле, но официально признано так) и новая расчистка только что «реабилитированного» участка. В общем, чистить можно бесконечно, — резюмирует Ян Вал.
Основной источник загрязнения реки, по мнению общественника, это сливы городской канализации и ливневки. В 2006 году было улучшение — канализационную насосную систему «Северная-2» соединили с общегородским очистным коллектором. Это улучшило состояние реки. Но город продолжал расти — появился Суворовский. Новые районы не подключили к общегородской канализации, вместо этого использовали локальные очистные. А те уже сливали отходы в Темерник.
«Темерник традиционно используется городом как сточная канава. Так было в прошлом веке, так оно и теперь»
— Второй источник загрязнения — поверхностные стоки, — считает общественник. — По идее, они должны собираться ливневой канализацией и поступать на отдельные локальные очистные системы. Но у нас и ливневка во многих местах — просто канава.
По данным на 2018 год, которые есть у общественника, более половины поверхностных стоков (около 56,5%) с территории Ростова сбрасываются в Темерник. Ежегодно это 200 миллионов кубометров, то есть в реку попадает 90–100 миллионов кубов грязной воды за год. Из них очищаются лишь 2–5%, отмечает Ян Вал.
— Таким образом, в реку попадает до 90–100 миллионов кубов грязной воды ежегодно. В городе имеется 85 выпусков поверхностных вод, из них 74 не имеют сооружений очистки, — подчеркивает общественник.
Ян Вал говорит: ситуация с биологическим разнообразием реки в последние годы стала хуже. Но повлияло на это не столько состояние водоема, сколько работы по ее расчистке. В ходе них наносится урон, но природа живучая, говорит общественник. Если дать ей время на восстановление, то она восстановится.
— Этого [восстановления] не произошло. Скажем, утки появились в реке весной, но в конце лета внезапно погибли, — говорит общественник о гибели четырех уток на Темернике. — В результате на расчищенном участке нет ни водоплавающей птицы, ни змей, ни черепах, ни рыбы, ни лягушек. Зато масса комаров. Уменьшение количества особей водоплавающей птицы наблюдается и в других местах реки. Например, существенно меньше уток и чаек в Парке Октября, на Северном водохранилище.
Еще одна проблема — компенсационные посадки после расчистки реки. После вырубки деревьев урон обещали компенсировать. Весной 2020 года посадили новые деревья, но за лето всё засохло.
— После поднятой горожанами бучи высадки по новой провели осенью 2020 года, — вспоминает Ян Вал. — В этом году засохла примерно половина. Если в людных местах за саженцами как-то ухаживают, то там, где почти никого нет (район монастыря или очистных Суворовского), их воткнули и забыли. Таким образом, площадь зеленых насаждений в пойме реки существенно сократилась.
Ростовчанин считает, что единственный эффективный метод оздоровления Темерника — не сливать в него грязные стоки. Без расчисток было бы хуже, но в лучшем случае — они могут стабилизировать ситуацию на реке. Но не спасти Темерник.