Писатель Лиза Лосева стала автором детективов-бестселлеров о похождениях врача-судмедэксперта Егора Лисицы. События из ее книг разворачиваются на охваченных огнем Гражданской войны и беспределом 20-х годов просторах юга России — в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Новороссийске. Но, по ее словам, не стоит считать, что изложенные в детективах события являются вымыслом. Напротив, очень многое основано на реальных событиях, в том числе на знаменитых криминальных историях. Некоторые из них Лиза Лосева рассказала на фан-встрече с читателями в известном книжном магазине Волгограда «Кассандра».
Ростов Егора Лисицы
Основным местом действия детективов стал Ростов-на-Дону с его богатой криминальной историей и активно действовавшей еще с дореволюционных времен полицией. До сих пор те, кто решил провести выходные в Ростове, могут увидеть там сохранившийся дом первого полицмейстера и тюрьму, в которой теперь расположился ресторан, оставивший даже старые решетки в подвале заведения.
— В Ростове есть Музей МВД. Там можно увидеть лапти, которые выдавали в качестве обмундирования полицейским до революции. А оружием были охотничьи ружья. Вот тебе и арсенал, — рассказывает писательница.
Я приезжая и изначально не очень любила Ростов. Но когда начала о нем писать — полюбила.
Главный герой детективов Егор Лисица начинает свой путь в Ростове-на-Дону в момент, когда Белая армия уходит из города в героический и трагический Ледяной поход ранней весной 1918 года. И сюжет первой книги разворачивается вокруг реальной истории, когда генерал Корнилов забрал на нужды армии из ростовского отделения госбанка несколько миллионов рублей.
Еще один роман, «Мертвый невод Егора Лисицы», посвящен суевериям казаков и обнаружению клада со скифским золотом. Золото действительно нашли в окрестностях Ростова-на-Дону, а археологи везли клад на автобусе в столицу области в обычном ведре.
— Золото позже было размещено в музее, откуда его выкрали, — рассказывает писательница. — Вор нагло выбил окно, вытащил золото и, пока скрывался, растерял часть. Позже пытался расплавить изделия на примусе, чтобы было легче продать и никто не узнал клад. Эту историю я и взяла в основу книги.
Русский Чикаго
По-купечески богатый Ростов-на-Дону во многом сохранился до сих пор, и его дореволюционные здания и сейчас зачастую выглядят как пышные и украшенные тортики. А в центре находится базарная площадь. Именно там корреспондента V1.RU Арину Рязанову чуть не разула местная цыганка.
— В Ярославле попросила таксиста отвезти меня на базар. Он ответил: «Ой, вы, наверное, с юга! У нас никто не говорит „базар“. Все используют „рынок“», — вспоминает писательница и журналистка Лиза Лосева. — Кстати, на этом базаре однажды продавали селедку, завернутую в страницы дел из архивов донской полиции. Бумага-то хорошая!
Зачастую Ростов-на-Дону именуется криминальной столицей России — названием, полученным в лихие 90-е. Во времена же революции это был «русский Чикаго», так как его жители славились деловой хваткой.
— Ростов завоевал славу вначале как город, где можно быстро заработать, — рассказывает Лиза Лосева. — Знаменитый предприниматель Парамонов первые свои деньги выиграл в карты и больше никогда не играл — боялся, что удача от него отвернется. Есть другая грандиозная история. Двое купцов гоняли на санях по Садовой улице, подсыпая под полозья саней сахар, как снег, доказывая, насколько они богаты.
Перед революцией Ростов-на-Дону был весьма развитым городом, во многом обгоняя уездный Царицын — нынешний Волгоград. В 1914 году в городе были телефоны, скоростной трамвай и освещение, а также налоги на домашних животных.
— Был налог на содержание кошек и собак, — говорит Лиза Лосева. — Налог на кошку был два рубля. Я теперь всё считаю в кошках. Хотите животное — будьте цивилизованными, заплатите налог.
Искусные воры
Некоторые истории преступников Ростова-на-Дону вошли в фольклор как легенды и анекдоты. Воры ведь были весьма изобретательными.
— У нас на базарной площади есть высокая колокольня, — рассказывает Лиза Лосева. — Когда на нее смотришь, она как Пизанская башня — чуть-чуть наклонена, если посмотреть под определенным углом. Так, однажды ростовские воры закричали, что колокольня падает, и под шумок всех обчистили.
Это фактура, которая для любого писателя — шоколад
По словам Лизы Лосевой, одна из историй стала местной шуткой-прибауткой. Воры украли кипящий самовар и оставили записку: «Барыня спит — самовар кипит. Когда барыню разбудят, самовара уж не будет».
— Был вор по кличке Черт, который пробрался по крышам в городское собрание во время торжественного бала, — говорит писательница. — Он настолько был дерзким, что украл у чиновников их вещи, в том числе шапки и золотые брелоки. Это я нашла в архивах и решила добавить о нем упоминание в первой книге.
Ростовский бандитизм
После революции в Ростове-на-Дону был страшный разгул бандитизма. Грабили людей прямо на улице, раздевая догола, и оставляли ограбленному лишь газетку — прикрыться. Преступники вырывали сережки из мочек ушей с мясом.
— Я сознательно отодвигаю роман от банд, хоть Ростов именно такой. Банды были страшные, — говорит писательница. — Например, бандиты вырезали полностью болгарскую артель из 18 человек, которая занималась сельским хозяйством. После болгарский перец на базаре в Ростове стали называть кровавым. Банды были жестокими и страшными. Например, совершили налет на дом директора театра. Его семью почти полностью убили, а ему демонстративно отрезали палец, чтобы забрать редкий перстень. Я знаю все эти истории, но в свои детективы стараюсь брать только случаи, интересные с психологической точки зрения, а не с кровавой. Хотя про отрезанный палец, да, упоминаю.