Дирижер Ростовского академического симфонического оркестра 30-летняя Любовь Носова стала призером Международного конкурса женщин-дирижеров La Maestra. Она первый российский лауреат в истории конкурса. Носова рассказала журналистам, как выступила в Париже, существует ли гендерная несправедливость в музыкальной среде и пришлось ли ей столкнуться с «отменой русской культуры».
Международный конкурс дирижеров оркестра La Maestra учредили в 2019 году Парижская филармония и Парижский оркестр имени Моцарта. В этом году на конкурс подали 197 заявок со всего мира. В финал попали только 14 кандидаток. В тройке финалисток оказались представительницы России, Израиля и Германии.
Как рассказала журналистам Любовь Носова, программа финала была сложной, а на репетицию выделили всего час в день концерта. Программа из трех произведений длится полчаса.
— Я выступала первой. То есть, у меня больше было работы, чем у остальных, потому что программа повторялась, за исключением одного произведения, которое было на выбор. Три произведения были обязательные для всех. Соответственно, нужно было так распределить время, чтобы успеть проработать более или менее все произведения, подготовиться к вечернему концерту. Такие немножко спартанские условия.
Финалистки исполняли «Празднества» Клода Дебюсси, «Филь» современного композитора Манон Леповр и финал четвертой симфонии Брамса. Четвертую композицию Носова выбирала сама — это была увертюра Вебера к опере «Волшебный стрелок».
Дирижер отмечает, что на конкурсе ни разу не встретилась с давлением или неприязнью из-за того, что она из России.
— Так приятно было, что в первый день члены жюри выступили перед нами и сказали, что не будут ни в коем случае учитывать геополитические какие-то моменты. Ну, конечно, одно дело — слова, другое дело, как это всё на самом деле происходит. Но я думаю, что они в целом были верны своему слову.
По словам Любови Носовой, на французском конкурсе не было ни одной участницы из Франции. И это стало одним из подтверждений того, что учитывались только профессиональные качества.
Кроме того, Носова рассказала, что среди участниц была девушка из Украины, с которой они «общались не постоянно, но относились друг к другу доброжелательно». Среди жюри также был Кирилл Карабиц, украинский дирижер. С ним, говорит Любовь, они тепло пообщались после выступления — на русском языке, уточнила Любовь после вопроса журналиста.
— Выпили на брудершафт, сделали фотографии, — рассказывает Носова.
На конкурсе ростовчанка общалась с оркестром на французском, чем поразила и музыкантов, и жюри.
— И, конечно, для публики, для оркестра это было каким-то приятным удивлением и, может быть, даже потрясением. Мне сказали потом, что это вообще единственный раз было в истории, когда человек репетировал на французском, — вспоминает девушка. — Но я должна заметить, что для жюри этот факт не сыграл абсолютно никакой роли, потому что для них не важно, на каком языке общаемся: на китайском или на норвежском. Главное, чтобы был контакт с оркестром и чтобы были результаты.
Кроме французского, Любовь Носова владеет английским, итальянским и немецким языками. После обучения в Санкт-Петербурге девушка семь лет жила в Европе, где и выучила языки.
В Ростовской филармонии Носова дирижирует с августа прошлого года. По ее словам, ей очень нравится коллектив, теплая атмосфера, интересный репертуар и вообще репертуарная политика — «играем музыку вообще всех эпох».
Носова родилась в Норильске. По образованию ее родители — инженеры, но мама — творческий человек — хотела, чтобы дочь стала музыкантом, и повела ее в музыкальную школу. В Петербурге девушка закончила консерваторию как пианистка, а уже в Европе обучалась игре на органе и клавесине.
— У меня, к сожалению, не было возможности заниматься сразу дирижированием, — вспоминает Любовь. — И это тоже один такой пункт, почему для меня конкурс маэстро стал одним из важных. В России несколько лет назад мне говорили, что [дирижирование] — не женское дело, это не женская профессия, и не надо этим заниматься, и мы тебя не возьмем.
Носовой в российских вузах часто отказывали — в первую очередь мэтры с громким именем и старые школы, «которые не видели перед собой хороших примеров».
— Я тоже понимаю их, в принципе. Никого не осуждаю, — легко говорит девушка.
По ее убеждению, дирижер-женщина спокойно может управлять большим количеством людей, даже если там есть музыканты-мужчины с большим опытом.
— Дирижирование и музыка — это не про доминирование. И если мы будем этот факт понимать, то вопроса [о женщине в профессии] не будет стоять с нами. Это в первую очередь о профессионализме. У нас много профессиональных людей, в том числе в политике, которые являются замечательными руководителями, и мы видим, что не обязательно нужно действовать через силу, через какую-то агрессию и так далее. Это совсем другое.
Носова пока не знает, как долго будет работать в Ростовской филармонии — «дирижер никогда не знает наперед». При этом девушка уже получила несколько приглашений от европейских музыкальных учреждений, но вынуждена отказать им, так как имеет приглашение дирижировать в Ростове в ближайший сезон.
— У меня будут в мае два концерта в Ростове, которые я не хочу терять, — объясняет девушка. — У нас будет грандиозное событие — симфония Малера с главным дирижером Антоном Шабуровым. Я буду принимать большое участие в подготовке оркестра, потому что маэстро приедет уже на неделю. Собственно, когда будет концерт, он будет проводить полный репетиционный цикл. Но поскольку это огромная масштабная симфония, нужно будет проводить репетиции сильно заранее, и вот этим всем буду заниматься я.
Носовой в Ростове нравится, только вот путешествовать теперь неудобно.
— Приходится часто ездить через Сочи или Минеральные Воды. Но в принципе, мне очень нравится здесь. Здесь есть то, что мне сейчас очень нужно: замечательный оркестр филармонии, где у меня столько работы. И театр, куда я хожу на спектакли с удовольствием.