Культура «Это не только про петрушек, белочек и зайцев»: ростовский Театр кукол изнутри

«Это не только про петрушек, белочек и зайцев»: ростовский Театр кукол изнутри

161.RU пообщался с худруком и артистами театра

Ростовский Театр кукол существует с 1935 года

Новый сезон в ростовском Театре кукол начался с премьеры спектакля «Кот в сапогах». Журналист 161.RU посмотрела представление и узнала у худрука и артистов, почему яркой игре на сцене они предпочти тяжелый труд за ширмой.

В здание на Университетском, 46 театр переехал в 1967 году

История ростовского Театра кукол началась с группы энтузиастов, которые ставили спектакли для детей в 20-х годах прошлого века. Театр как таковой появился позже — в 1935 году, а первыми спектаклями стали «Храбрый портняжка» и «Красная Шапочка». Тогда труппа работала во Дворце пионеров, а в здание на Университетском, 46 переехала только в 1967 году.

Сегодняшний худрук Андрей Крат — сын Владимира Былкова, чье имя носит театр. Когда он пришел в учреждение, отец предложил взять псевдоним — фамилию матери.

— Я служу театру с 1992 года. Мой первый спектакль — «Три поросенка». К счастью, меня хорошо приняла труппа, — рассказывает Крат. — Мы создаем спектакли для детишек, для самых невинных существ на Земле — у нас глобальная миссия. Мы привлекаем детей к театральному искусству. Это большая ответственность. Если у нас будут плохие спектакли, мы напрочь отвратим детей от театра. А поскольку в других театрах есть зрители, свою миссию, мне кажется, мы выполняем хорошо.

Последнее фото Владимира Сергеевича Былкова

Кукольные представления — сложное синтетическое искусство, считает художественный руководитель. На Западе, говорит он, кукольники — это элита, ведь работающие с куклами артисты должны уметь всё делать одинаково хорошо.

— Кукольники должны красиво петь, попадая в ноты, как в музыкальном театре. Должны хорошо двигаться и говорить, как артисты драматического театра. У них, как у танцоров балета, должна быть красивая пластика, — считает Крат. — И, помимо этого, артист театра кукол еще и владеет секретами одушевления неживой материи — кусочек папье-маше, тряпочка, кукла… Всё это может заставить и ребенка, и взрослого улыбаться или грустить, и самое главное — материя заставляет следить за своей жизнью в течение часа — это чудо.

Художественный руководитель Театра кукол — Андрей Владимирович Крат

Все спектакли тщательно проверяются перед показом.

— Предположим, лиса хочет съесть колобка. Мы рассказываем психологу, как мы это хотим показать, и спрашиваем, не навредит ли это ребенку. Выясняем, как сделать это изящно и безопасно для детской психики. Звучит смешно, правда? — с улыбкой рассказывает Крат. — Наша задача — в развлекательной форме показать детям, что добро всегда побеждает зло. Независимо от того, какой персонаж на сцене, мы ищем в нем хорошее. Например, Карабас-Барабас бросается на кукол — мы в ходе спектакля рассказываем ребенку, почему он стал таким и как быть другим, как быть лучше в целом.

В некоторых представлениях дети становятся героями. По словам Крата, ребенку иногда легче говорить свои мысли от лица куклы, поэтому интерактивные спектакли помогают малышам побороть стеснительность

Художники делают куклы похожими на артистов, которые будут играть ими. Это может быть разрез глаз, форма носа или губ. По словам худрука, так артисту проще принять персонажа.

— Ты отдаешь кукле душу, через нее разговариваешь. Она же родная! Артисты с большим трудом расстаются с куклами. Ну, предположим, сломалась, — говорит Крат. — Художники делают точно такую же — один к одному. А нет! Не та! Вот та кукла была родная… И — что поделать? — если такое случается, всеми правдами и неправдами восстанавливаем первую.

Даже атрибуты хранения героев называются очень человечно: тряпочка, которой накрывают куклу, называется пеленкой, а кофр, в который куклы складывают, — колыбелью.

Веселые будни Незнайки и его друзей

В театре есть спектакли-долгожители, например «Муха-Цокотуха». Поставленный еще в 70-е, он живет по сей день — 50 лет. Материальная часть из-за ветхости меняется, говорит худрук, но спектакль, по его словам, детьми воспринимается одинаково — что в 70-е, что сейчас.

— Природа человека не меняется, и главные гуманистические ценности остаются прежними — это то, к чему мы призываем, — говорит Крат. — Театр будет существовать до тех пор, пока люди будут разделять гуманизм — доброту, дружбу, любовь.

Заслуженный артист Российской Федерации Александр Василенко

— Мне часто задают вопрос: мол, как я, драматический актер, работаю в театре кукол. Но я не жалею ни о чем, — говорит заслуженный артист России Александр Василенко, который работает в театре с 1975 года. — Возможно, мне просто повезло, потому что у меня сразу были главные роли — я играл Маугли, это одна из моих любимых ролей. До сих пор, в свои 65 лет, играю Аладдина. А когда у нас был вечерний репертуар, я играл Адама в «Божественной комедии», Ганимеда в спектакле «Влюбленные боги, или Прекрасная Галатея» — там не было кукол. У нас есть и большие постановки. Наш театр — это не про петрушек, белочек и зайцев. Мне неприятно, когда о нас говорят в снисходительном тоне.

По словам Василенко, самое главное в работе — не лукавить. Доверие детей нужно заслужить.

— Ребенка не проведешь. Стоит чуть не дотянуть, и малыш скажет, что это не волшебник, волк или поросенок, а просто дядя. Наша святая задача — это игра.

Артист театра кукол Эдуард Новиков

В жизни Эдуарда Новикова, агронома по образованию, театр кукол появился пять лет назад. Тогда он учился в колледже культуры и работал худруком парка Горького.

— Я сдавал зимнюю сессию в колледже, — говорит артист. — Сижу я, значит, в столовой, ем. И мне в голову начинают лезть мысли о том, что вот сейчас сдам сессию, и в парке начнутся новогодние праздники... Рождество… Масленица… И всё это на улице… холод, палатки, оборудование тащить… Хорошо, если придет Николай Николаевич, он принесет коньяк, тогда всё будет хорошо. А если не придет? Тогда придется нести свой коньяк… Да ну его, думаю я, в баню.

В тот же день, вспоминает Новиков, он нашел вакансию в театре кукол.

Два поросенка

— Я влетел в новогоднюю феерию по «Царевне-лягушке». Моя первая роль — Кощей, — рассказывает Новиков. — Я. Кощей. 190 сантиметров роста и около 100 килограммов веса. К счастью, я был в маске и в костюме — было здорово. Новогодние представления были моим испытательным сроком.

Новиков работает в театре на двух ставках — артиста и монтировщика. Говорит, что на вторую работу согласился не из-за денег, а для того чтобы знать, как работают спектакли изнутри: как собирается, где хранится, как его не сломать и как его, если понадобится, починить. Рабочий день у артиста-монтировщика длится 5–7 часов.

Все роли Новикова сводятся к бородатым злодеям. Среди них — Брамлей в новом спектакле «Кот в сапогах», Визирь в «Аладдине», тигр Шерхан из «Маугли», Министр в постановке «Огниво». Но и добрых персонажей артист играет — деда в «Курочке Рябе», доктора Айболита, пирата-сладкоежку и еще десяток других героев.

— В постановке «Снежная королева» у меня два героя. Я там играю ворона Карла, он такой — немножко Михалков — задумчивый. Там же я — Северный олень и Снежный рыцарь живым планом, — рассказывает артист. — Живой план — это когда актер играет на сцене без куклы.

Кадр из премьерного спектакля «Кот в сапогах»: кот «обольщает» Брамлея, которого исполняет Эдуард Новиков

Артист говорит, бывают постановки, где куклой руководит один человек, а озвучивает её — другой. А на некоторых кукол одного человека недостаточно. Так, Шерханом руководят сразу четверо: Новиков управляет головой, по человеку — на лапах, и отдельно — хвост.

Самое сложное в работе для Новикова — запоминать текст. Но во многих спектаклях артист стоит за ширмой, поэтому может подглядывать в шпаргалки. Хотя и при управлении 5–7-килограммовыми куклами бывают трудности.

— Водить кукол я учился сам. До сих пор открываю для себя что-то новое, — говорит Новиков. — У нас есть спектакль «Страусенок», в нем самый сложный в управлении персонаж — Попугай. Когда актер берет куклу, то левая его рука управляет лапками, правая — головой: большой палец — нижняя часть клюва, указательный — язык, средний — верхняя часть клюва, безымянный — глаза, мизинец — хохолок. Это непростая задача — управлять им, особенно с учетом того, что он придурочный на всю голову. После спектакля хочется вопить что-то в духе: «А-а-а-а-а, почините мне руку!»

Немного закулисья: кадр из «музея» театра. На фото — Баба-яга

Существует по меньшей мере девять видов кукол. Первые — гапитно-тростевые, почти все герои спектакля «Кот в сапогах» такие. Есть перчаточные куклы — стандартные петрушки, которые надеваются на руку. «Ноги» паркетных кукол артист надевает на свои, в одной руке держит тушку, в другой — голову. Это, говорит Новиков, открытый прием, люди видят человека. Бывают планшетные куклы — с ними работают на столе, на плоской поверхности на высоте 75 сантиметров от пола.

— Пират-сладкоежка — планшетная кукла. То есть на сцене — я в полный рост в костюме пирата, а у меня в руках — маленькое мое подобие — пират. В голове у куклы рычажок, она открывает рот, — добавляет артист.

Есть плоскостные куклы — они чаще всего используются для незначительных ролей. По словам Новикова, эти куклы выполняют роли статистов, массовки. Также существуют марионеточные, ростовые и комплексные — как тигр Шерхан — куклы. Еще есть маппеты — как в шоу «Улица Сезам».

Еще один закулисный снимок — герои ждут представления за сценой. Эти куклы из спектакля «Кот в сапогах»

В работе артиста театра кукол важно не приносить на работу свои эмоции, потому что детям нужно особое настроение. Но главное умение, по словам Новикова, — «видеть спиной».

— Артист всегда смотрит на куклу, контролирует её, но при этом он должен знать, где находятся декорации, светотехника, реквизит, другие артисты, дым-машины, конец сцены… Нужно ориентироваться как летучая мышь, — рассказывает Новиков. — Еще мы должны быть быстрыми. Часто актеры сами занимаются перестановкой декораций: только что ты играл на сцене, а теперь тебе нужно поменять огромный замок на необъятный лес.

В репертуаре театра более 60 спектаклей

Зарплаты в театре невысокие. Новиков говорит, что заработать на этом искусстве невозможно, сюда люди идут не за этим.

— Неважно, приносит это деньги или нет. Самое главное, что для меня каждый день начинается со сказки, — говорит артист. — И чёрт бы с ним, что мне за 30. Я всё равно ребенок.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем