
Бизнесмен Николай Селезнев передал Кушнареву 27 миллионов рублей: 2 миллиона — настоящими деньгами и 25 миллионов — муляжами
На втором судебном заседании по делу бывшего донского замгубернатора Виталия Кушнарева обнаружились новые подробности. В частности, стало известно, о чем говорил чиновник с директором «Т-Транса» Николаем Селезневым, у которого и просил взятку.
На суде гособвинитель раскрыл суть диалогов, во время которых Кушнарев убеждал бизнесмена, что тот должен приносить ему по 2 миллиона в месяц и платить за «беспрепятственную приемку работ по дорогам». Стоимость мзды Кушнарев оценил в 95 миллионов рублей.
Перед тем как оперативники ФСБ взяли экс-министра с поличным в кабинете Селезнева, Кушнарев неоднократно встречался с бизнесменом и убеждал его в правильности действий. Несколько таких встреч были записаны на диск. Публикуем один из диалогов экс-замгубернатора Виталия Кушнарева и директора ООО «Т-Транс» Николая Селезнева.
«Я к тому, что можно было сдать без экспертизы. Там, получается, по основным видам работы идет уменьшение стоимости, а на ЛОСы (локальные очистительные сооружения. — Прим. ред.) деньги перераспределяются из-за этого уменьшения. А всё потому, что ЛОСы дороже, чем те емкости, которые были закопаны. Если я сейчас подпишу протоколы без ЛОсов, без экспертизы, то деньги уйдут в бюджет, а потом мне надо будет их возвращать с 10%-м увеличением стоимости контракта. Это такой геморрой! Вот я хотел поговорить с вами. Ситуация какая-то непонятная. Никто не понимает, что происходит», — говорит Селезнев.
«В чем дело? Всё будет в целом прозрачно, и тема закрывается, — говорит Кушнарев. — Я перехожу на новые рельсы, и вчера мне звонят с футбола и говорят: „Тормози, куда мне деньги направляют?“ Это неважно, всё равно, вам какая разница, куда их отправлять? Или вы хотите силой, может быть?»
«Нет, я хотел понять. Ситуация действительно крайне непонятная. Может, футбол отменят?» — интересуется Селезнев.
«У нас есть договоренности, есть долги. Их надо отдавать. Какая разница, куда их отдавать? Всё равно их придется отдавать. Мне нужно вопрос по УФАС закрывать. Мы-то с вами вопросы делили. Да мне деньги сейчас нужны не на футбол, а деньги в целом, — настаивает Кушнарев. — 25 конкретно сейчас. А потом вам какая разница, футбол — не футбол. Остались деньги, я их на футбол перечислю. Я тебе платежку показать могу. Сейчас приду к Юрию Борисовичу (в ноябре 2024 года врио губернатора стал Юрий Борисович Слюсарь. — Прим. ред.) и скажу: „Что мне делать“? Он мне скажет, условно: „Собирай деньги на выборы“. Ну, условно говоря, я не знаю. Это уже мои вопросы внутренние. В любом случае надо сейчас собрать сумму, потому что текущие дела надо закрывать. Я тебе не хочу рассказывать. Есть штатные, есть там представительство в Москве. Команды здесь получаешь. В любом случае деньги нужны будут».

Кушнарев назвал требуемую сумму «помощью» для ФК «Ростов»
«Условно говоря, я не знаю, что будет дальше. Я просто думал, пока ситуация не утрясется, по футболу паузу сделать», — продолжает Селезнев.
«Нет, не надо делать паузу. У вас обязательства не связаны с футболом, — парирует Кушнарев. — Неважно, футбол это будет или баскетбол, или, может быть, самолеты финансировать будем, строительство — не знаю. Я условно тебе говорю, в любом случае вопрос идет, а в чем пауза? Она как связана со сменой руководства? Просто мы перешли на новые рельсы, а вы как бы занимались не тем. Я могу с вами откровенно говорить? Я так понимаю, Паша (предположительно, речь о владельце ООО „Т-Транс“ Павле Рогачкине. — Прим. ред.) сказал „стоп-машина“, да? Мы же, когда как два человека разговариваем, договариваемся, и всё понятно. Здесь, что касается футбола, у нас в первую очередь договоренность с вами не как с человеком, а как с властным лицом, которое этим закрывает паузу».
«Так как ситуация по должности, она же повисла сейчас, — продолжает высказывать сомнение бизнесмен. — Ну то есть никто не понимает, куда она сейчас полетит, слухи там разные совершенно ходят».
«Мне уже подписали контракт вчера. У нас контракт до сентября, всё. Я буду до сентября, до двадцать пятого года, — говорит Кушнарев. — Это как влияет на наши отношения? Давайте тогда я тоже остановлю вам все платежи, потому что я и. о. И будет непонятно, пока оно не вырулится, да? Но это же бред. Мы работаем, какая вам разница, и. о. я или и. а.?
«Я вас услышал. Дайте мне чуть-чуть маленькую паузу, — настаивает Николай Селезнев. — Сами понимаете, неординарная ситуация. Но вы тоже скажете, да, мы сейчас светиться будем».
«Мне надо вопрос закрыть по Минтрансу, я там решаю вопрос, оно идет. Это вот понеслось уже. Ну конечно, УФАС, во-первых, расследует об ограничении конкуренции. Во-вторых, Следственный комитет — по превышению должностных, по 286-й статье. Надо вопрос закрывать, потому что мы не остановим эту машину. А мне надо сейчас. Вы на стопе сейчас здесь, а я не знаю, куда бежать», — не отступает бывший глава Минтранса.

Кушнарев угрожал создать проблемы бизнесмену для дальнейшей работы
«А вы куда-то ехать или улетать не планируете»? — спросил Селезнев.
«Да не улетаю. Я вот уже третью неделю в Москву не могу улететь. То Хуснуллин приезжает, останется, то делаем то, то власть поменялась. Есть потрясения, конечно, но это как связано с вами? Никак. Вы работаете? Работаете. Ты думаешь, завтра придет новый министр и всё поменяется? Я уже не знаю, что думать. Ничего не думаю. Просто вижу, что ситуация какая-то… как на пороховой бочке. Я же только пришел. Я же у вас не спрашиваю за предыдущие дела. Вот они текущие идут. Придет новость, так же будет дальше всё двигаться», — успокоил Кушнарев директора фирмы.
«Я как бы всё, что вы сказали, услышал. Просто дайте мне чуть-чуть паузу, хорошо? Мне тоже надо переговорить, потому что мы в такой неординарной ситуации. Я не могу сам это решить», — ответил Селезнев.
«Михалыч, принимай решения. Сейчас день-два… Я встречусь с вами еще раз на неделе. Покажет ситуация, кто чего стоит. А потом с Борисовичем закрепимся, потом разберусь. Всё просто. Все будут думать, всё нормально, мы работаем. А люди начинают „троить“. Поэтому я не хочу, чтобы вы попадали в этот вагон. Ну просто искренне. У нас же нормальные отношения. Их надо укреплять. А вы сейчас „затроили“», — пытался успокоить Селезнева Кушнарев.
«Есть опасение, что мы отдавали, отдавали, отдавали, а потом всё это обнулится. Оказывается, всё это не туда. Я же вам не говорю, что мы делали что-то не так. Но отдавали, отдавали», — парировал Селезнев в беседе с чиновником.
«Пусть это будет на его совести. Я работаю честно со всеми губернаторами. И в этом наша сила, понимаешь? Вова (министром транспорта до Кушнарева был Владимир Окунев. — Прим. ред.) крысил деньги. Ну откровенно говоря. Я у шефа спрашиваю — он мне говорит, что никаких финансовых отношений с ним не имеет. Задача стоит на футбол — 300. Туда-сюда. Я пришел. Что у тебя? Вот так у меня с „Т-Трансом“. Ну просто чтобы ты понимал. Он мне сказал, деньги пока на футбол отдавать. Я отдал. У меня сейчас УФАС горит. Я вчера разговаривал с Москвой, взял отсрочку на 2 недели. Мне надо», — продолжает чиновник.
«У нас сейчас есть 2 недели?» — спрашивает Селезнев.
«Это у меня есть 2 недели. Но это надо всё организовать, собрать и закрыть. А дальше я озвучу. Будет ли у меня аудиенция. Поговорю с Борисовичем и скажу. Вот у меня есть только вот там то-то, то-то. А он мне скажет, что делать. Может, мне скажут: „Собираем на выборы“. Что нужно будет создавать. Я скажу: „Я готов“, — продолжает Кушнарев. — Какая разница, какая политическая ситуация, она же не влияет никак. Я же откровенно сказал. Я тебе много говорю лишнего, Михалыч, просто потому, что доверяю. Эта информация потом улетает не в мою пользу, понимаешь? Я не должен всё это с тобой обсуждать. Есть договоренность — выполняй».
Полный репортаж с диалогами из зала суда — в материале ведущего корреспондента 161.RU Сабины Бондарь.