Трое осужденных за превышение полномочий в межобластной тюремной больнице (МОТБ-19) подали апелляционные жалобы с требованием отменить приговор Октябрьского районного суда Ростова. Копии жалоб имеются в распоряжении редакции 161.RU.
В феврале суд признал бывших руководителей медучреждения виновными в организации «пыточного конвейера» в стенах психиатрического отделения. Бывший начальник по безопасности и оперативной работе больницы Александр Лях получил семь с половиной лет колонии. Начальнице психиатрии Дарье Поздняковой дали шесть лет колонии. Пять лет лишения свободы дали психиатру Анастасии Поторочиной.
В жалобе адвокаты Ляха указали, что в основу обвинительного приговора легли недопустимые доказательства. Показания врачей МОТБ они назвали ложными.
Защитники Поздняковой назвали приговор «несправедливо суровым». Адвокаты попросили оправдать бывшую завотделением «в связи с отсутствием в ее действиях события и состава преступления».
Психиатр Поторочина потребовала не просто отменить приговор, но «немедленно освободить из-под стражи», изменив меру пресечения на время апелляции.
«Никто из потерпевших не сообщил суду, что Поторочина наносила телесные повреждения, била их или истязала»
Редакция 161.RU публиковала расследование о внутреннем устройстве психиатрического отделения МОТБ-19. В психиатрическое отделение межобластной тюремной больницы МОТБ-19 с 2018-го по 2020 год присылали тех, кто конфликтовал с сотрудниками ФСИН. Многих привязывали к кроватям на недели и месяцы, накачивали галоперидолом, почти не кормили.
Курировал систему Александр Лях, которому подчинялись «санитары» — заключенные, по приказу оперотдела связывавшие других пациентов. Только за 2020 год в отделении скончался как минимум 21 пациент, пока там действовала система связываний и сильнодействующие препараты применяли по приказу оперотдела, а не по назначению врачей. Самому молодому погибшему было 38 лет.
«После того как Лях узнал, что есть такой способ купирования острых состояний, он [стал использовать связывание] в корыстных целях. Данный метод помощи людям в острых критических состояниях Ляхом стал использоваться не как помощь, а как карательная мера», — писала Дарья Позднякова, будучи под следствием.
Заведующую отделением Позднякову «санитары» назвали исполнительным работником. По их словам, она безоговорочно выполняла указания Александра Ляха. Ее пациенты лежали связанными так долго, что у них образовывались пролежни.
Анастасию Поторочину все «санитары» охарактеризовали отрицательно: «Она отвратительно вела себя с пациентами, смеялась над ними, назначала "лошадиные" дозы препаратов, держала длительное время пациентов "на вязках", у них образовались пролежни».