Ростовского предпринимателя Василия Серебрякова приговорили к трем годам колонии. Он построил дома в промзоне, где жилья быть не должно, поэтому покупатели 96 квартир не смогли въехать в квартиры без коммуникаций. Но с приговором не согласен Серебряков, его адвокаты и пострадавшие от действий застройщика — ростовчане. Сабина Бондарь рассказывает, почему обманутые покупатели требуют выпустить из СИЗО обманувшего их предпринимателя.
30 октября Ленинский районный суд признал Василия Серебрякова виновным в мошенничестве. Предпринимателя приговорили к трем годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима и оштрафовали на 200 тысяч рублей в пользу государства. После приговора домашний арест Серебрякову отменили и заключили под стражу в зале суда.
Мошенничество без хищения?
История, которая привела Серебрякова на скамью подсудимых, началась в 2012 году вместе с застройкой бывшей промзоны на улице Черевичкина. По информации источника 161.RU в силовых структурах, Василий Серебряков договорился с собственниками и решил построить частные дома там, где ничего строить было нельзя.
— Серебряков состоял в этой инвестиционной группе не один, но суды так и не доказали деятельность второго компаньона. Его данные и причастность к этой деятельности продолжают проверять следственные органы, — рассказывает наш собеседник. — Было заявлено три иска о сносе жилых домов. В тот момент, когда начали предъявляться иски в связи с тем, что строятся многоквартирные дома на территории промышленного назначения, стройка, естественно, прекратилась.
Департамент архитектуры и градостроительства Ростова в 2016 году подал иск с требованием снести незаконные постройки. Проведенная в процессе строительно-техническая экспертиза показала, что один многоквартирный опасен: эксперт пришел к выводу, что безопасная эвакуация в случае пожара не обеспечена.
Начались новые суды, экспертизы и так далее. Два дома в итоге так и не снесли — отказал суд. В декабре 2016 года застройщик Серебряков заключил договор на выполнение проектных работ по устранению нарушений. Один дом на 160 квартир узаконили и заселили. Вторую очередь на 96 квартир тоже построили, но коммуникации подвести не успели. Обе очереди дома зарегистрированы на один адрес.
— По сути у нас есть «Черевичкина, 91, квартира 40» и второй адрес «Черевичкина, 91, квартира 40» — только в другой очереди дома, — говорит одна из собственниц Елена Полуэктова. — Чем сидеть на государственном обеспечении, пусть лучше работает и подключает коммуникации.
«Адреса полностью задвоены и идентичны. Отличаются только кадастровые номера [квартир]»
Сейчас вопрос с адресами домов собственники пытаются решить в департаменте архитектуры города.
Наказали и пожалели
Суды затягивались, но ничего не делалось. Собственники квартир нашли юриста, объединились и начали бороться за купленные квадратные метры. Вторая очередь дома стояла готовой, но из-за отсутствия коммуникаций ее не могли ввести в эксплуатацию.
— Серебряков периодически обещал при встречах с собственниками, что скоро коммуникации подведут, но ничего не менялось. Тогда мы как собственники написали заявление в полицию, после чего возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество», — рассказала Елена Полуэктова, одна из потерпевших в деле.
По словам женщины, в районной прокуратуре были созданы рабочие группы с участием администрации города. Все эти чиновники периодически приезжали к людям и общались. В итоге потенциальные жильцы добились разрешения на техническое присоединение газа.
— Решился вопрос и с электричеством, навстречу покупателям не пошел только Водоканал, — говорит Полуэктова. — Суммы на подсоединение воды начали прыгать от трех до пяти миллионов, техусловия не выдавали. Позже, когда в Водоканале начались свои уголовные дела и периодически там менялось руководство, мы повторно подавали заявки на подключение коммуникаций ко второй очереди дома.
Под грузом уголовного дела Серебряков протянул водопровод от начала улицы Черевичкина, потому что дома находятся в глубине промзоны, но Водоканал снова отказал собственникам квартир. Только после смены руководства в Водоканале пошли навстречу людям и согласовали подключение дома.
Прокуратура считает, что действия Серебрякова причинили ущерб в 42 миллиона. Но так или иначе все построенные квартиры перешли в собственность потерпевших. Поэтому ростовчане и планируют обжаловать приговор, чтобы застройщик выполнил свои обязательства по подключению дома к коммуникациям.
— Мы будем подавать апелляцию и просить назначить ему условный срок для того, чтобы он смог подключить коммуникации.
Договор на технические условия и договор на присоединение коммуникаций заключены с Василием Серебряковым — на его имя, теоретически он нам нужен здесь. До этого мы с ним как-то связывались и продолжали работу по подключениям. Жильцы, безусловно, открыли ТСН, чтобы решить этот вопрос, но продолжаются бюрократические проволочки по подписям и прочему, — сетует Полуэктова.
«Мы не считаем его невиновным, но наказание в виде лишения свободы только тормозит подключение дома, от этого не могут вселиться в квартиры 96 семей»
Защита Серебрякова в свою очередь тоже намерена обжаловать приговор. Адвокаты согласны с суммой ущерба: что за 42 миллиона и кому предназначены.
— Защита ссылается на отсутствие ущерба от действий застройщика, так как все потерпевшие являются собственниками квартир. Более 25 потерпевших на момент вынесения приговора квартиры уже продали, естественно, без газа и воды, — сообщила корреспонденту 161.RU адвокат Наталья Вильковская.
Скандал за скандалом
По информации источника 161.RU в силовых структурах, СК и прокуратура настроены отстаивать обвинительный приговор Серебрякову.
— Бизнесмен уже однажды попытался уйти от правосудия, а у силовиков накопились к нему вопросы. Сторона защиты, безусловно, имеет право на апелляцию, но на сегодня достаточная доказательная база в этом деле и в других, где замешан Серебряков, дает право прокуратуре так считать, — резюмировал наш собеседник.
Еще один дом, построенный Серебряковым, не обошел криминальный скандал, о котором мы писали. В 2006 году ростовчанин Артур Маркарьян приобрел земельный участок в переулке Дубовском, а затем продал его Серебрякову. Поскольку сразу расплатиться за землю покупатель не смог, участники сделки договорились, что Серебряков построит в переулке Дубовском дом, а после продажи квартир рассчитается с Маркарьяном.
Прошло несколько лет: строительство многоквартирного дома с шестью подъездами было завершено. Тогда Серебряков предложил Маркарьяну в качестве залога 11 квартир в новостройке. Квартиры были оформлены на его имя, а затем проданы через агентства недвижимости лишь для того, чтобы вернуть деньги за участок земли. Когда жилье было продано, Маркарьян продал полученные квартиры и этим заинтересовал правоохранительные органы. Следствие посчитало, что для заключения сделки Маркарьян должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.