Пятерых фигурантов «дела аксайских рынков» начали знакомить с обвинениями — спустя год после ареста. Об этом корреспонденту 161.RU рассказал адвокат одного из подозреваемых Николай Сухомлинов.
Речь идет о бизнесмене Кариме Бабаеве, его сыновьях Эдуарде и Вадиме, экс-главе администрации Аксайского района Виталии Борзенко и его родственнике Иване Ситько.
По словам адвоката, мужчины останутся под стражей еще на три месяца — до 11 июля этого года. Меру пресечения продлевали два суда: Ленинский районный и Ростовский областной. Николай Сухомлинов предположил, что с делом они начали знакомиться только сейчас из-за особой процедуры. Согласно ей, если человека держат под стражей более года и не знакомят с делом, то ему нельзя продлевать срок ареста.
— Для Эдуарда, Вадима [Бабаевых], Борзенко и Ситько это (продление меры пресечения. — Прим. ред.) было возможно только, если начнется процесс ознакомления с уголовным делом.
«Соответственно, следствие, по моему мнению, нарушило всё, что могло нарушить для того, чтобы до этой процедуры добраться»
Он говорит, что фактически обвиняемых не знакомили с экспертизами — им просто вручили их копии. Не дали даже прочитать документ о привлечении к уголовной ответственности — отдали фигурантам копии и сказали: «Сами прочитаете потом и разберетесь».
— Уголовного дела никто не видел почти год. В конце уже была такая спешка с началом процедуры ознакомления, что даже решили не допрашивать фигурантов. Их показания никому не нужны и неинтересны, — заявил Сухомлинов. — Право на защиту нарушили, так как дача показаний — один из аргументов защиты — высказаться по существу обвинения. А они своими действиями практически сказали «да нам неинтересно, потом».
Следствие собрало уголовное дело в 200 томов. Раз в неделю адвокаты фигурантов «дела аксайских рынков» и они сами получают примерно по 5–6 томов и изучают его. При этом Сухомлинов утверждает, что следователи должны были отдать всё дело в день начала ознакомления еще 10 марта.
— Пока мы не увидели каких-то неопровержимых доказательств, чтобы, знаете, руки поднять и сказать: «Да, это правда». У нас для одних людей есть сроки давности, а для других — нет. Это следует пока из того, что мы успели прочитать, — сообщил собеседник. — Мы максимально пытаемся ускориться, но от нас зависит не очень многое.
«За день можно прочитать 5–6 томов, а их 200. До первого суда понадобится минимум 8–9 месяцев»
Сейчас по «делу об аксайских рынках» проходят 17 фигурантов. По словам Сухомлинова, ни его подзащитный Эдуард Бабаев, ни Карим Бабаев, ни остальные фигуранты уже не верят, что следствие может разобраться в чем-то.
— Они верят, что теперь будет суд разбираться, хотя и в него особой веры тоже у них нет. С теми статьями, которые им инкриминируют, можно, конечно, получить большой срок. Все фигуранты сейчас тоже активно знакомятся с делом. Они имеют право всё прочитать и высказать свою позицию. Только будет ли следствию интересна их позиция — это большой вопрос, — отметил Сухомлинов.
Вадим и его старший брат Эдуард Бабаевы были арестованы в апреле 2021 года. Их отец Карим Бабаев сдался властям сам в начале ноября. Среди задержанных бизнесмены, силовики и чиновники, включая бывшего главу Аксайского района Виталия Борзенко. По мнению следователей, фигуранты с 2000 года проводили махинации с землей в Аксайском районе. Большинство подозреваемых находится в СИЗО.