
Донской аграрий пожаловался Мишустину на закрытие сети супермаркетов «Светофор»
Сразу несколько компаний и предпринимателей написали обращение на имя премьер-министра Михаила Мишустина с просьбой защитить сеть супермаркетов «Светофор». Они указывают, что если магазины сети закроются, то им будет негде продавать продукцию. Среди авторов обращения есть и фермер из Ростовской области Владимир Рубашкин. В беседе со 161.RU он рассказал о трудностях мелких производителей при попытке реализовать свои товары через большие сети.
Владимир Рубашкин ведет хозяйство в Белокалитвинском районе уже больше 20 лет. Он сотрудничает с сетью супермаркетов «Светофор», позиционирующих себя как магазины низких цен. Рубашкин много лет поставляет этой сети кондитерские семечки подсолнечника. Их продают в магазинах по всей России.
С начала 2025 года в сети «Светофор» проходят регулярные проверки надзорных ведомств: ФАС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора. Инициатором проверок стал депутат Госдумы Сергей Лисовский. Он заявил, что проверки «Светофора» необходимы для защиты интересов покупателей и поставщиков. Надзорные ведомства отчитывались о найденных нарушениях. Вскоре появились и слухи о возможном закрытии всей сети.
Фермер Владимир Рубашкин в беседе с 161.RU отмечает, что для небольших хозяйств «Светофор» — единственная сеть, где можно реализовать свои товары. Если сеть закроется, то многим мелким производителям грозит банкротство.
«Они нас лишают работы как поставщиков. Мы работаем и так на копейках», — говорит 161.RU Рубашкин.

По его словам, другие крупные сети просят делать взносы за реализацию продукции. Они могут составлять до двух миллионов рублей. Это значительная сумма для небольших хозяйств и мелких фермеров.
«Мы туда не пробьемся. Особенно с колхозом, как я. Поэтому мы остаемся без работы практически. Пускай дадут жить людям нормально. Они будут покупать в других супермаркетах, когда у них будут на это финансы», — рассуждает Рубашкин.
Бизнесмен поясняет, что из-за проверок «Светофора» его поставщики несут огромные убытки. Надзорные ведомства указывают, например, что их не устраивают наклейки на продукции, маркировка и так далее. Из-за этого продукцию снимают с продажи, а бизнесмены вынуждены выезжать в отдаленные регионы, чтобы оперативно решать вопросы с товаром.
«Это просто приведет к банкротству. У нас сейчас нет возможности кредит взять, потому что кредитные ставки большие. Поэтому выживаем как можем. И то лишают нас этой работы. Если бы я находился в Москве, я бы бросил, другим занимался. А так как я живу в сельской местности, я только так могу работать. Люди работают, поставляют эту продукцию в „Светофор“. Там я еще могу конкурировать за счет цены. А в другие сети я не могу пробиться. Туда только большие поставщики со связями могут зайти», — говорит Владимир Рубашкин.
Он рассказывает, что недорогие магазины сети нужны и жителям небольших городов и поселков.
«Потому что у людей нет денег, это же не Москва, не крупные города. Тут пенсии и заработок очень низкие», — говорит Рубашкин.
Предприниматель сетует, что его производство семечек не выдержит конкуренции с крупными аграрными гигантами и известными марками. По его словам, власти региона не оказывают достаточной поддержки местным аграриям и те буквально вынуждены выживать.
«Мы простые, обыкновенные предприниматели. В 1991 году приехал сюда на родину, в сельскую местность. Пытался выживать, детей кормить, семью кормить. Мне бояться нечего. Но если закроется [„Светофор“], то закроюсь и я. Я уже, как говорится, почти пенсионер. Мне бояться нечего, я уже 90-е годы пробыл. Что мне тут бояться?» — заключает Рубашкин.
За последние пять лет в стране обанкротились и закрыли производство 35 тысяч фермеров. В Ростовской области при губернаторстве Василия Голубева стало в два раза меньше фермеров, а количество брошенных населенных пунктов выросло вдвое. Президент донской Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Александр Родин рассказал корреспонденту 161.RU, что причиной этого стала ставка на крупный бизнес, получавший приоритет при распределении господдержки.
Кризис в сельском хозяйстве привел к тому, что продажи комбайнов упали в два с половиной раза. Из-за экспортных пошлин пшеница стала нерентабельна. За последние четыре года площади под озимой пшеницей сократились на 1,8 миллиона гектаров. Фермеры годами работают с нулевой рентабельностью или в убыток. Подробнее о ситуации в сельском хозяйстве в интервью корреспонденту 161.RU рассказал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.