С начала 2024 года «Ростсельмаш» открыл три новых предприятия: производственную площадку навесной и прицепной техники в Таганроге, а также два завода в Ростове-на-Дону — тракторный и по производству трансмиссий. Совладелец и президент компании Константин Бабкин говорит о росте зарплат и радуется развитию бизнеса. 161.RU сравнил его оценку ситуации в экономике с тем, о чем Бабкин говорил в 2022 году — на фоне первых санкций, импортозамещения и потери части экспортных рынков.
Март 2024-го. В ожидании «инвестиционного бума»
Чтобы стимулировать дальнейший рост, нужно выстроить правильную экономическую политику, которая отвечала бы требованиям времени, считает Бабкин.
— Корни нынешней экономической политики были заложены еще в 1990-е, когда мы стремились стать частью мировой экономики, частью западной экономики. Тогда все шло к тому, что мы станем главным поставщиком сырья на мировые рынки, а всё остальное будем закупать. И такие цели декларировались официально, — отметил Константин Бабкин на форуме «Юг России: условия для индустриального бума».
Есть вера, что успехи, которых мы добились, — это лишь первый этап, и впереди еще много свершений.
Налоговая политика полна парадоксов, считает совладелец «Ростсельмаша»: экспортеры сырья платят меньше налогов, чем те, кто занимается производством готовой продукции, богатые платят меньше, чем бедные, нет инвестиционной льготы, нет полноценного налогового стимулирования инвестиций в расширение производств.
— В сельхозмашиностроении мы сегодня сталкиваемся с тем, что по-прежнему для зарубежных производителей создаются условия лучше, чем для российских. Сталкиваемся с угрозой, что наши коллеги с Востока займут очень большую долю рынка, ту долю, которую потеряли западные страны, а Россия может не получить возможности для заполнения своего рынка. Политика Центробанка вызывает вопросы, 20-процентые кредиты не позволяют инвестировать и строить долгосрочные проекты. Необходимо всё-таки перестраивать федеральную экономическую политику.
Он поблагодарил руководство Ростовской области «за плотную компетентную работу» для тех, кто хочет созидать и создавать новые рабочие места в регионе.
— Мы много лет говорили о создании условий для новой индустриализации, необходимости улучшения политики, стимулирующей реальное производство. То, что «Ростсельмаш» сейчас запускает предприятия, — действительно результат труда, совместного труда, для нас появляются меры поддержки.
Мы видим результаты: опережающие темпы развития и возможность запускать новые заводы
В начале марта «Ростсельмаш» открыл тракторный завод в Ростове. На предприятии планируют выпускать в год пять тысяч тракторов, а также дорожно-строительную технику. На заводе смогут работать минимум тысяча человек. Для покупки оборудования вложили 4 миллиарда рублей из Фонда развития промышленности России.
Май 2022-го. Нет веры в импортозамещение
— Всё сложно, — так Бабкин тогда оценивал эффект от первых пакетов санкций против российского машиностроения и экономики в интервью 161.RU.
Отвечая на вопрос, какие комплектующие перестали поставлять из-за санкций, перечислял: двигатели, элементы гидравлики, пластиковые элементы корпуса, редукторы, коробки передач и даже краска. Тогда совладелец «Ростсельмаша» говорил, что больше всего не хватает американских и европейских товаров, и чтобы заменить их на отечественные аналоги, нужны долгие месяцы. Весной 2022-го бизнесмен предположил, что в машиностроении Россия скорее пересядет с западных деталей на китайские, чем обеспечит реальное импортозамещение:
— По моим ощущениям, 80% того, что мы покупали на Западе, будет покупаться на Востоке. [Только] 20% будет заменено на российские компоненты. У них [есть] слабое место: российский компонент по себестоимости получается на 30% дороже, чем можно купить в странах Азии.
Вместо зависимости от западных стран мы можем попасть в зависимость от других стран.