Здание «Водоканала Ростова-на-Дону» в осаде. Уволенный директор живет в кабинете, замки пытаются заварить, перед дверьми появились баррикады, а «защитники офиса» льют воду на «осаждающих». Городские власти считают, что сделали всё возможное для стабилизации ситуации, полиция не вмешивается. Что именно происходит в «Ростовводоканале» и с «Ростовводоканалом» — старейшим предприятием города?
Почему люди бывшего гендиректора не сдаются?
С пятницы — без воды и электричества — в забаррикадированном офисе на улице Горького работали около 20 человек, лояльных не признающему свое увольнение Дмитрию Кубраку. Утром в понедельник стало получше: коммуникации подключили, а еще два десятка сотрудников вернулись на свои рабочие места. Забрались внутрь здания, как смогли.
— Открыли то, что мы могли открыть, а они, в свою очередь, открыли свои кабинеты. Мы изначально говорили всем: всех, кто тут работает, мы пускаем. Мы не парализуем работу «Водоканала», — говорит Александр, советник Кубрака по безопасности.
Сам Александр не покидает офис почти три недели — вместе с Кубраком и несколькими сотрудниками службы безопасности держит оборону с начала корпоративного конфликта в середине ноября.
— Если мы выйдем, то нас обратно никто не пустит и уволят по статье, — говорит он. — Я не уволен, я числюсь здесь сотрудником, у меня есть все документы. Я регулярно проверяю на «Госуслугах», числюсь ли я в «Водоканале» или нет.
По словам Александра, запертые в офисе сотрудники спят на надувных матрасах, питаются тем, что передают соратники «с воли». На минувших выходных, когда не было воды, протянули в здание шланг, чтобы хоть как-то умываться.
— Бетонными блоками нас с пятницу пытались загородить — это люди [нового директора] Поркшеева. Ребята сверху решили их облить водой, чтобы этот беспредел прекратить. Администрация, может, и принимает в этом участие, но экскаватор был «Водоканала», — заявил верный Кубраку сотрудник. — Я буду здесь находиться до тех пор, пока меня не уволят. Я же должен зарплату получать — работаю, свои функции выполняю. Если уйду домой после рабочего дня, то меня не пустят обратно.
Полиция следит за беспорядком
Корпоративный конфликт в «Ростовводоканале» тянется почти три недели. И за всё это время сотрудники силовых структур: 1) не смогли выставить из офиса Кубрака, который, по заявлению властей города, замешан в преступной схеме и незаконно находится в здании; 2) не помешали возведению баррикад перед входами в офис. Полицейские постоянно дежурят рядом, но остаются лишь наблюдателями.
— Если вызвать полицию, то они приезжают. И мы вызывали, и они [люди Поркшеева] вызывали, и что? Если бы тут и двери заварили, ничего бы они не предприняли — указка у них такая, — считает советник Кубрака по безопасности. — Нас как только не выкуривали… Узнали, на какой машине человек приехал, и вызвали опергруппу с экспертами. Мол, есть информация, что у вас в автомобиле находятся запрещенные, незаконные предметы — либо оружие, либо наркотики.
Сотрудник предприятия утверждает, что звонил в МЧС и жаловался, что не может попасть домой, так как бетонные блоки загородили выход.
— Они всё записывают, а когда слышат, что «Водоканал», то говорят: «А почему вы в полицию не звоните?» Говорю им, что, не полиция должна бетонные блоки двигать. У них нет специального оборудования, техники. Кладут трубку. Не реагируют ни спасатели, ни полицейские. Полиция приезжает, постоят, посмотрят и уходят.
В пресс-службе ГУМВД по Ростовской области отказались оперативно ответить, почему сотрудники никак не вмешиваются в происходящее на предприятии. Ведомство потребовало написать официальный запрос, на который там смогут ответить «в установленный законом 7-дневный срок».
В администрации Ростова-на-Дону заявили, что уже сделали всё возможное для стабилизации ситуации в «Ростовводоканале». Именно администрация, владеющая 25% предприятия, инициировала кадровые перестановки на предприятии.
— Конфликт в руководстве АО «Ростовводоканал» должен урегулироваться в правовом поле. <...> Власти приняли все необходимые меры, чтобы сложившаяся ситуация не повлияла на повседневную работу коммунального предприятия и предоставление населению услуги по водоснабжению и водоотведению, — говорится в ответе администрации на запрос 161.RU.
Представители городской власти подчеркнули, что вопрос о кадровых изменениях был вынесен в связи информацией о том, что «деятельность прежнего руководства противоречила экономическим интересам города и социальным обязательствам "Ростовводоканала" перед муниципалитетом». Сити-менеджер ранее был более резок, утверждая, что при посредничестве Кубрака из предприятия пытались вывести сотни миллионов рублей.
А Кубрак выйдет?
Дмитрий Кубрак пробыл на должности гендиректора «Ростовводоканала» всего два месяца. Официально, согласно документам, он уволен 26 ноября, но сам считает иначе. Кубрак говорит, что отстаивает предприятие, которое пытаются захватить городские власти.
— Мы здесь живем, как в фильме «Спартанцы», — заявил он в комментарии 161.RU. — Изначально мы планировали разбираться во всём этом в юридическом поле, а получилось так, будто вернулись в 90-е. У меня была попытка... У нас выключали свет, и я попытался выйти на территорию, где расположена трансформаторная будка — нас там закрыли. После этого момента я здание не покидаю.
Кубрак утверждает, что в другом крыле, где имеется запасной вход, работает назначенный новым директором Михаил Поркшеев со своими людьми. Кубрак уверен, что Герман Вишневский — не инициатор происходящего. По его словам, за ним стоят «высшие силы с большим административным ресурсом».
«Мы даже не предполагаем, мы точно знаем, кто это. Вы же слышали, что Логвиненко открыто заявлял, что это он инициатор»
Он сказал: «Я помогу людям попасть в здание». Тогда и началось движение с тракторами на следующий день. Поркшеев не может быть официально назначенным гендиректором, когда главный акционер — собственник мажоритарный, владеющий 75% акций предприятия, не согласен с этим руководителем, — утверждает Кубрак. — Он прислал письмо. Мы это письмо на следующий день после голосования отправили во все структуры: в полицию, налоговую, Алексею Логвиненко лично, замглаве администрации Светлане Камбуловой.
«Водоканал Ростова-на-Дону» — частное предприятие, 75% которого принадлежит АО «Евразийский» и лишь 25% владеет городская администрация. Директор «Евразийского» Герман Вишневский возглавляет совет директоров «Ростовводоканала». Именно он 16 ноября инициировал смену руководства предприятия. На следующий день на сайте «Евразийского» появилось заявление об отстранении Вишневского и о том, что Кубрак остается директором. При этом 26 ноября ФНС регистрирует Поркшеева в качестве нового директора, Вишневский так и остается руководителем «Евразийского», согласно ЕГРЮЛ.
Кубрак уверен, что угрозы и заявления Логвиненко о преступлениях руководства «Ростовводоканала» — лишь прикрытие для захвата предприятия.
— Как Логвиненко собрался выкупать акции, если собственник их не продает? Это и есть рейдерский захват. Тактика у них была такая — пустить предприятие под банкротство и за бесценок выкупить. Акционер сейчас за границей. <...> Он написал, что не согласен с голосованием совета директоров. Это тот документ, который мы отправили всем, но его проигнорировали, и не только его.
Кроме всего прочего, бывший гендиректор сообщил, что ему неоднократно поступали угрозы, но он не планирует сдаваться и будет бороться за будущее предприятия.
— Мне поступали угрозы, естественно, потому что я стою между миллиардами, образно. Это очень крупная игра и, соответственно, есть очень большой капитал. Мы все прекрасно понимаем, сколько это стоит. По мне разве видно, что я чего-то боюсь? Вообще не боюсь, — сказал собеседник. — Угрозы аккуратные. Не то чтобы напрямую. Некоторые представители на камеру мне угрожали, а вот остальные аккуратненько, с намеками на семью и всё остальное.
Опальный руководитель уверен, что властям ничего не останется, кроме как перейти в правовое поле и закрывать вопрос в суде. Первое слушание пройдет 21 декабря в Пролетарском районном суде. Кубрак уверен, что процесс затянется минимум на два месяца.
— Мы выберем новый совет директоров, и этот совет директоров всё откатит назад, - сказал Кубрак.
Кто такой Михаил Поркшеев?
Как утверждает Кубрак, с назначенным директором Михаилом Поркшеевым он незнаком и не понимает, почему выбор пал именно на его кандидатуру.
— Мне странно, что в трудовом договоре у нас прописано четко, что директором предприятия может быть избран человек, связанный с коммунальным хозяйством, а он не связан. [Поркшеев] боксер. Он был генеральным директором какой-то компании, которая очень быстро обанкротилась, и всё.
По данным ЕГРЮЛ, Поркшеев является соучредителем и руководителем четырех предприятий — ООО «ВИП», ООО «Аудит-Экспресс», ООО «Дворец Пионеров». Компании работают в сфере ресторанного бизнеса.
Также Поркшеев является соучредителем Ростовской студенческой федерации бокса, руководителем которой был Вадим Бабаев, сын Карима Бабаева.
Поркшеев Михаил — мастер спорта международного класса. Победитель Кубка России (1997), трехкратный чемпион Вооруженных Сил (1994, 1995, 1997 годов). В прошлом — член сборной команды России. Серебряный призер чемпионата Мира среди военнослужащих (1997).
До назначения гендиректором в АО «Ростовводоканал» Поркшеев работал в ООО «ТКН-недвижимость» — дочернем предприятии ТК «Новочеркасск», специализирующемся на аренде и управлении недвижимостью. Поркшеев также руководил такими предприятиями, как «ТагАЗ Интернэшнл», которое производило транспортные средства, и «ТД Стройфарфор». Предприятие занималось торговлей оптовыми и прочими строительными материалами и изделиями.
Что говорит «Ростовводоканал»?
Предприятие называет себя стратегическим и режимным, объясняя этим блокировку дверей бетонными блоками для препятствования проникновению в здание «неустановленных лиц».
— Для минимизации рисков, связанных с несанкционированным проникновением на территорию предприятия неустановленных лиц, мы вынуждены были прибегнуть к крайним мерам и оставить открытыми только те входы, которые охраняются аккредитованными охранниками предприятия и где действует пропускной режим, — ответили 161.RU в пресс-службе предприятия, перешедшей под контроль Поркшеева.
Согласно официальной версии, к людям, которые находятся в здании ночью, периодически проникают чужие люди, которые не являются сотрудниками «Водоканала».
— Они проникают через окна и через неохраняемые внутренние выходы, пользуясь доступом к ключам Дмитрия Сергеевича [Кубрака]. При этом личные охранники господина Кубрака не допускают часть специалистов в здание, препятствуя работе предприятия. Это абсурдная и недопустимая ситуация, которая неприемлема на таком объекте.
Как отметили в пресс-службе, в ближайшее время бетонные тумбы будут убраны, а контроль усилен «за счет дополнительного аккредитованного персонала. Предприятие выразило также надежду, что исправить ситуацию помогут сотрудники правопорядка.
Михаил Поркшеев и Герман Вишневский не смогли поговорить с корреспондентом 161.RU, попросив выслать вопросы. К моменту публикации этого материала они так и не ответили нам.