Бизнес Автовладельцы требуют заморозить ОСАГО

Автовладельцы требуют заморозить ОСАГО

После повышения тарифов на ОСАГО в апреле этого года вокруг этой темы разгорелись настоящие страсти. Так, некоторые участники рынка считают новую тарифную сетку необоснованной и настаивают на заморозке тарифов. Представители страховых компаний, в свою очередь, указывают на неточности проведенных общественниками расчетов и объясняют, в каком случае можно говорить о снижении стоимости полиса.

Напомним, что с 12 апреля тарифы на ОСАГО поднялись в полтора раза (на 40-60%). Кроме этого, Центробанк расширил тарифный коридор, в рамках которого страховщики могут устанавливать ценники на полисы: с 5% до 20%. Также ранее, с 1 апреля 2015 года, под пересмотр попали территориальные коэффициенты, влияющие составляющие стоимость полисов ОСАГО. Однако в Ростовской области коэффициент остался неизменным.

На данный момент представители профильных общественных организаций не согласны с таким повышением и настаивают на заморозке тарифов на прежнем уровне. Так, в конце минувшей недели Федерация автовладельцев России (ФАР) инициировала сбор подписей под петицией Osago.autofed.ru против повышения стоимости автогражданки. В ФАР считают, что очередное повышение размеров тарифов ОСАГО на 40-60% не имеет экономических оснований и нарушает права более 40 миллионов автовладельцев.

«Считаем, что очередной рост тарифов ОСАГО содержит признаки узаконенной коррупции, что рынок ОСАГО представляет собой финансовую пирамиду: текущие выплаты могут быть обеспечены только новыми поступлениями страховых взносов, а автовладельцев в очередной раз вынуждают собственными средствами подпитывать неэффективные страховые компании», – говорится в письме президенту России Владимиру Путину.

В петиции, в частности, предлагается отложить повышение тарифов, определить целесообразность пересмотра после анализа финансовых результатов работы страховых компаний в 2015 году, а также вернуть возможность пересматривать тарифы раз в год, а не раз в полгода, как было установлено в 2014 году. Кроме того, инициаторы предлагают аккумулировать средства, предназначенные для выплат потерпевшим, на специальном счете в ЦБ РФ или уполномоченном банке, чтобы предотвратить нецелевое использование денег.

«Страховщики не предоставили ни одной цифры, которая бы действительно показывала их убыточность, – рассказал руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – Соответственно, мы сделали свои расчеты, в которых указываем, что несмотря на все повышения курса доллара, на увеличение стоимости запчастей, у страховщиков за 2015 год останется в карманах 25 миллиардов рублей, которые они не потратят на выплаты автовладельцам. А ведь в законе об ОСАГО сказано, что 23% идут на погашение расходов и компенсационный фонд страховщиков, а 77% должны идти на выплаты. Однако на сегодняшний момент средняя выплата по ущербу не превышает 55,7%. Это говорит о том, что говорить об убыточности еще рано».

Кроме того, акцентирует внимание Сергей Канаев, до сих пор автомобилисты сталкиваются с серьезными проблемами с получением полисов, у людей исчезают коэффициенты за безаварийную езду: «В таких условиях мы считаем, что страховщики просто саботируют страховой рынок, чтобы повысить тарифы ОСАГО».

Добавим, что ввести мораторий на повышение тарифа на днях предложила и Ассоциация защиты страхователей. В письме главе государства за подписью президента ассоциации Николая Тюрникова также высказывается мнение, что Банк России принимает решение о повышении тарифа, не проверив надлежащим образом его обоснованность и не учитывая последствия такого решения.

«В соответствии со ст. 8 Закона об ОСАГО доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80% страховой премии. Однако этот норматив все 11 лет работы ОСАГО не выполнялся и составил только 53%. В абсолютной величине нарушение составило 246 млрд рублей, – в частности, говорится в обращении. – Одна из двух причин – либо обе одновременно привели в таким недопустимым с позиции автовладельцев результатам, либо 246 млрд рублей за 11 лет ОСАГО автовладельцы недополучили в качестве выплат, либо автовладельцы переплатили за полисы ОСАГО. Других обоснованных причин сложившейся ситуации быть не может».

Страховые компании, естественно, считают, что проведенные общественниками расчеты некорректны, а выводы – несостоятельны. Они продолжают настаивают на том, что ОСАГО сегодня является крайне убыточным видом страхования. Более того, введение тарифного коридора в ОСАГО, благодаря которому страховщики могут самостоятельно устанавливать в его рамках размер базовой ставки, приведет к росту конкуренции на рынке ОСАГО. И кстати, именно в Ростовской области, повышение стоимости ОСАГО относительно минимально.

«Анализ базовых ставок крупнейших страховщиков свидетельствует о том, что покупатели ОСАГО могут найти различные варианты тарифов как в регионах, где показатели убыточности в целом по рынку относительно неплохие, как, например, в Москве, так и в тех, где ситуация близка к критичной, например, в Краснодарском крае. Возникновению такой ситуации помогло изменение территориальных коэффициентов, факт ценовой конкуренции уже налицо. Конкуренция по цене повлечет за собой также повышение конкуренции по качеству. Страхователи обращают больше всего внимания именно на качество урегулирования», – отметил руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

По прогнозу Дениса Макарова, дальнейшая убыточность ОСАГО и, соответственно, размер тарифов будет определяться несколькими факторами. Первая группа факторов напрямую связана с основной деятельностью страховщиков – урегулированием убытков. Это рост объема выплат по жизни и здоровью в связи с увеличением лимита и изменением порядка выплат, рост объема выплат по имуществу в связи с ростом стоимости запчастей, работой единых правил проведения независимой технической экспертизы, увеличением выплат по утрате товарной стоимости и других недавних изменений в ОСАГО. Эти факторы поддаются подсчету.

Второй фактор – это активность автоюристов, которые сегодня, по словам Дениса Макарова, определяют высокую убыточность ОСАГО в большинстве регионов России, так как получают выплаты от страховых компаний, предназначенные автовладельцам. Здесь все будет зависеть от того, насколько быстро и насколько качественно заработают новые положения в ОСАГО, в первую очередь, единая методика определения размера ущерба и досудебный характер претензионной работы, которые были утверждены Верховным судом.

«Если судебная практика будет нормализована, эти изменения должны снизить давление автоюристов на страховую отрасль. Во вторую – собственное решение автомобилистов – работать со страховой компанией или с автоюристами. Важно отметить, что в страховой компании страхователи сегодня получают выплаты гораздо большего размера, чем им дают автоюристы. Если страховой отрасли удастся решить проблему автоюристов, то изменения размеров базовых тарифов в меньшую сторону и резкий рост качества обслуживания будут более чем реальны», – подчеркнул эксперт.

А вот директор филиала Росгосстрах в Ростовской области Юрий Липатов напомнил, что в соответствии с указаниями Центрального банка России, с 1 апреля почти в три раза - до 500 тыс. руб. увеличились лимиты покрытия в ОСАГО по выплатам за ущерб здоровью. В октябре 2014 года были подняты лимиты выплат по имуществу — размер максимального возмещения за повреждение автомобиля составляет сегодня не 120 тыс. рублей, а 400 тысяч. Столь кардинальный рост страхового покрытия — в несколько раз — неизбежно должен был повлечь за собой и изменения тарифов «автогражданки»

«Именно поэтому мы сегодня видим, что большинство страховщиков, в том числе девять из 10 компаний, входящих в топ-10, повысили цены по максимальной границе тарифного коридора. Но для РОСГОССТРАХА ОСАГО - это не тот вид, в котором стоит задача заработать. Здесь цель - не уйти в минус, обеспечив при этом полисами миллионы наших клиентов, которых только за 2014 год стало на 38% больше», - отметил Юрий Липатов.

Так же Юрий Липатов указал, что в 59 регионах, для клиентов рост тарифа составит даже не 40%, а около 33%, если считать от цен, установленных РОСГОССТРАХом на ОСАГО с 1 октября 2014 года. Более того, РОСГОССТРАХ нашел возможность в отдельных городах и населенных пунктах Сибири и Дальнего Востока снизить цены на ОСАГО почти на 20% по сравнению с мартовскими.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем