Россияне стали больше потреблять и тратить деньги на «простые удовольствия». Только за декабрь 2014 года индекс «Кофе с Молоком» показал рекордный рост и вырос на 13,5% по сравнению с ноябрем. Большой скачок показателей произошел как за счет увеличения цен на товары, составляющие индекс, так и за счет роста объемов потребления исследуемых продуктов: кофе, молоко, бутилированную воду и шоколад.
Индекс «Кофе с Молоком» стал уже традиционным показателем потребительской активности, уровня инфляции и, самое главное, отражает уровень экономической уверенности россиян. Для его расчета используются цена и объем потребления четырех категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.
«Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается, скорее, чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством», – объясняют необычный продуктовый набор индекса «Кофе с Молоком» эксперты исследовательского холдинга «Ромир».
Индекс «Кофе с Молоком» высчитывается регулярно (ежемесячно) с 2008 года и, как сообщает «Ромир», такого значительного предновогоднего роста индекса еще не наблюдалось. А именно в декабре 2014 года индекс вырос по сравнению с ноябрем на 13,5%. В предыдущие годы декабрьские показатели превышали ноябрьские на 10%. Многолетние исследования показывают, что рост индекса «Кофе с молоком» в октябре-декабре является типичным явлением, правда, в этот раз показатели двигались вверх крайне стремительно. За три месяца (с сентября по декабрь 2014 года) индекс вырос на 28%. За аналогичный период 2013 года рост составил только 14%.
Месячный рост произошел из-за увеличения объемов физического потребления продуктов, входящих в индекс. Потребление молока увеличилось на 6%, кофе – на 8,5%, шоколада – на 15% и бутилированной воды – на 17%. Помимо прочего на 11% выросла средняя реальная цена приобретения шоколада, стоимость кофе увеличилась на 3,7%, а вот средние цены на молоко и воду пошли на спад, правда, пока небольшой – 2-3% за месяц. Годовой рост индекса «Ромир» дошел до отметки в 19%, продемонстрировав самый высокий показатель за весь период наблюдений.
В крупных городах, таких как Ростов-на-Дону, в декабре 2014 года в целом индекс «Кофе с молоком» вырос на 11,7% по сравнению с ноябрем и достиг отметки в 861 пункт. За год (к декабрю 2013 года) рост индекса в крупных городах составил 17%. Подобные значения индекс демонстрировал в 2009 и 2010 годах. Однако в 2011 и 2013 году темп роста составил 2-8%.
Социологи «Ромир» утверждают, что индекс «Кофе с молоком» – это показатель экономической уверенности потребителей. По сути, анализ его динамики показывает, что никакие кризисы и экономические потрясения не заставят россиян отказаться от маленьких гастрономических радостей. И чем сложнее ситуация, тем больше «простых удовольствий» хотят россияне. Причем россияне любого достатка. Индекс «Кофе с молоком» в группах людей с разными доходами отличается незначительно.