Почти две трети россиян больше доверяют брендам с русскими названиями, а зарубежным словам в названии продукта отдает предпочтение только каждый десятый респондент. К таким выводам пришел исследовательский холдинг «Ромир». При этом пик потребительского патриотизма приходится на зрелое поколение с невысоким доходом. Молодежь же более лояльна к иностранным брендам. Есть различия и в видах товаров. Любовь к русским брендам проявляется больше всего в продуктах, а вот в отношении одежды и техники россияне не так категоричны. И это правильно, ведь чаще всего за иностранными названиями скрываются отечественные компании.
Исследовательский холдинг «Ромир» в рамках очередного общероссийского опроса поинтересовался у россиян, имеет ли для них какое-то значение, какое слово использовано в названии продукта – русское или иностранное. Оказалось, что почти две трети россиян больше доверяют брендам с русскими названиями. А зарубежным словам в названии продукта отдает предпочтение только каждый десятый респондент. При условии одинаковой цены шесть из десяти россиян предпочтут купить отечественную марку, а каждый десятый остановит свой выбор на зарубежном бренде. При этом почти треть участников опроса заявили, что для них не принципиально, на каком языке напечатано название на упаковке, – они в одинаковой степени доверяют и тем, и другим, а свой выбор делают по иным критериям.
Как показали результаты опроса, предпочтение русских названий в брендинге более свойственно россиянам старше 45 лет, а также потребителям с невысоким доходом. Иностранные названия торговых марок больше привлекают молодежь от 18 до 24 лет, а потребители в возрасте 25-35 лет значительно чаще говорили о равной степени доверия и отечественным, и зарубежным названиям марок.
Меньше всего поклонников отечественных названий живут в Центральном (54%) и Северо-Западном (42%) федеральных округах. А вот Урал (81%) и Сибирь (74%) смело отдают предпочтение российским брендам.
По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, подобный выбор обусловлен представлениями людей о том, что отечественные товары выпускаются по более доступной цене и в лучшем качестве, так как для их производства используются местные ингредиенты и натуральное сырье. «Импортные продукты, на доставку которых уходит больше времени, нередко воспринимаются как товары с высокой долей консервантов, что делает их менее привлекательными для потребителя», – добавляет Максим Клягин.
Директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева полагает, что выбор россиян в пользу отечественных брендов напрямую не зависит от недавно введенного продуктового эмбарго. «Для большей части населения продукты питания являются товарами первой необходимости, поэтому покупатели сначала смотрят на ценник, а потом уже обращают внимание на бренд, особенно в условиях обесценивания рубля, – отмечает эксперт. – В условиях стресса люди склонны искать привычные формы активности. А продукты с русскими (а особенно советскими) названиями дают иллюзию того, что вернулись прежние времена, и это ненадолго снижает уровень стресса».
Действительно, помимо самого названия для потребителей важны и другие критерии. Так, по данным социологов, в первую очередь покупатели смотрят на срок годности товара (40%) и его состав (39%). Также на выбор той или иной марки товара может повлиять просто настроение респондента (28%) на момент покупки. На отсутствие консервантов и красителей обращают внимание 16% респондентов. Еще 14% опрошенных признались, что подкупающим фактором может стать привлекательная упаковка. На влияние рекламы указали 8% участников опроса.
Примечательно, что многие отечественные производители сегодня скрываются за красивыми иностранными брендами. Аналитики отмечают, что нередко название может быть европейским, акционер – российским, а производство – китайским, так что определить происхождение товара довольно сложно.
Традиция «прикидываться» иностранными производителями у российских бизнесменов зародилась в 90-х годах прошлого столетия. В указанный период времени импортная продукция пользовалась большим спросом потому, что являлась статусной. Плюс к этому граждане готовы были покупать товары иностранных брендов по более высокой цене, будучи уверенными, что платят за более высокое качество.
На сегодняшний день россияне уже насытились зарубежным разнообразием, и у них появилась собственная шкала качества товаров, которая близка к объективной реальности. На первое место вышли вопросы пользы для здоровья. Так что весьма закономерно, что в продуктовых магазинах с этой точки зрения выбор падает сегодня на отечественных производителей.
А вот что касается одежды, бытовой техники и электроники, то здесь переломить убеждение российских потребителей, что качественная/прогрессивная/статусная продукция приходит к нам только из-за рубежа, не удалось. Многие российские женщины, например, готовы покупать отечественные овощи и фрукты на рынке, но ни за что не променяют баночки и тюбики с иностранными названиями на туалетном столике. Таким образом, любовь к иностранной косметике на третьем месте. На втором – тяга к зарубежным брендам одежды, обуви и аксессуарам. И, наконец, на первом месте – электроника и бытовая техника.
Именно поэтому традиции 90-х сохраняются до сих пор, потому что имеют толстый кусок потребителей. Так что стоит читать не только названия на этикетках, но и пройтись по сайтам любимых торговых марок. Некоторые из них, имея иностранное название, открыто говорят, что их бизнес чисто российский. Другие не афишируют своих корней и обтекаемо указывают, что на российский рынок их компания вышла в таком-то году. И наконец, третья категория наводит тумана на свое прошлое при помощи красивых легенд создания их компаний в далеком зарубежье.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА