Должникам по кредиту придется уплатить налог, если банк спишет их долг как безнадежный. Такой своеобразный «доход» клиента облагается по стандартной ставке 13%. Эксперты объясняют, что с точки зрения законодательства все логично. Тем не менее саму норму списания долга после 360 дней просрочки многие называют необоснованной.
Взыскивать НДФЛ с россиян, чьи долги банки признали безнадежными, намерена налоговая служба. На официальном сайте ФНС появились разъяснения, где, в частности, сказано, что «при списании задолженности с баланса кредитной организации у клиента возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по возврату сумм основного долга и/или процентов по нему и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке в размере 13 процентов».
Ситуация, конечно, своеобразная: взыскивать налог у того, кто не может погасить свою кредитную задолженность. Но закон расценивает «прощение» долга именно как полученный доход. А потому – будьте добры уплатить деньги в бюджет.
«Взяв кредит, человек, как правило, приобретает имущество. Факт списания долга означает, что заемщику «подарили» часть кредита, – объясняет гендиректор компании «Инвест-аудит» Егор Чурин. – Таким образом, с точки зрения налогового кодекса есть факт получения реального дохода. Поэтому есть определенная логика в том, что списанный долг является налогооблагаемым доходом на физическое лицо. Странно в данном случае рассуждать о том, есть деньги у заемщика или нет».
За семь месяцев 2014 года банки списали рекордные 113,2 млрд рублей безнадежных долгов, что на 27% выше показателя за январь-июль прошлого года. С 2013 года банки в обязательном порядке должны списывать долги с просрочкой от 360 дней.
Банки уже сейчас имеют дело с подобной практикой. «Действительно, при списании безнадежного долга с баланса банка у должника возникает экономическая выгода, подлежащая обложению НДФЛ по ставке 13%, – цитируют директора юридического департамента Абсолют Банка Екатерину Любичеву «Известия». – При этом банк как налоговый агент не может удержать сумму налога с этого дохода, поскольку сам факт списания задолженности означает полное и безнадежное отсутствие средств у должника (если бы они были, банк бы списывал их в погашение задолженности заемщика перед банком). В такой ситуации банк обязан уведомить налоговый орган о возникновении у физического лица дохода и о его размере».
Как поясняют юристы, банку нужно только уведомить налоговый орган о факте списания долга, сумме дохода заемщика и невозможности удержания. А дальше уже претензии к заемщику, который должен отразить этот доход в своей декларации и уплатить налог. В случае отказа ему грозит серьезное наказание, вплоть до уголовной ответственности. Если же впоследствии задолженность будет взыскана с заемщика или уплачена им в добровольном порядке, кредитная организация как налоговый агент должна будет возвратить сумму излишне удержанного налога, а также представить в налоговый орган уточненные сведения.
Стоит отметить, что отсечку в 360 дней, после которой банки должны переводить долг в разряд «безнадежных» многие эксперты считают необоснованной. «Для меня остается неясным, почему просрочка от 360 дней является критерием для списания долга, и на каком правовом основании строится данный подход, – говорит Егор Чурин. – Даже если это только специальная инициатива в банковской сфере, тогда логика тоже непонятна. Потому что банки списывают долги на убытки, тем самым существенно увеличивая свою убыточность. На мой взгляд, эффективнее формировать резервы».