Профильная комиссия правительства РФ одобрила законопроект Минтранса о введении так называемых невозвратных тарифов. По прогнозам экспертов, в случае принятия закона стоимость внутренних авиаперелетов сравняется с тарифами на железнодорожные перевозки.
Разработчики законопроекта предлагают разрешить российским авиакомпаниям устанавливать два вида тарифов: билет, учитывающий риск отказа пассажира от полета, и билет, который уже нельзя будет сдать, вернув часть уплаченных средств. В последнем случае стоимость перевозки будет значительно ниже.
Сегодня риски отказа пассажира от билета российские авиаперевозчики заведомо включают в стоимость перевозки, поэтому сейчас россияне вынуждены покупать авиабилеты по завышенной цене, без возможности выбора более дешевых билетов. Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова отмечает, что в цену авиабилетов перевозчик закладывает все вероятные расходы, в том числе и теоретические. Получается, что по многим статьям будущий пассажир воздушного судна платит «на всякий случай».
«Выходит, что порядка 15% стоимости авиабилета сегодня – это плата за воздух, – возмущается эксперт. – Развитые страны давно отказались от подобных накруток, уважая интересы пассажира и позволяя ему самостоятельно решать, что должно входить в цену перевозки, помимо ее базовой стоимости. Покупая сейчас билет на самолет в России даже по завышенной цене, пассажир не может быть уверен в стопроцентном качестве оказываемой услуги».
Напомним, что согласно статье 108 Воздушного кодекса, сегодня пассажиры вправе отказаться от полета не позднее, чем за 24 часа до вылета, и вернуть полную стоимость билета. При отказе от поездки позднее указанного срока гражданин может рассчитывать только на 25% от стоимости и билета.
В кабинете министров, где сегодня рассматривают соответствующий законопроект, отмечают, что иностранные авиакомпании, выполняющие рейсы на территории России, уже практикуют систему невозвратных тарифов.
«Это позволяет им предлагать пассажирам более низкую стоимость билетов и создает условия для оттока пассажиров с рейсов российских авиакомпаний», – говорится в официальном сообщении кабмина.
Расширяя возможности выбора условий и цен на перевозку и создавая условия для снижения стоимости перевозки, законопроект играет на руку примерно 92% пассажиров. «При этом не ухудшается положение пассажиров, отказывающихся от перевозки», – говорится в сообщении пресс-службы.
По словам управляющего активами финансовой компании Aforex Сергея Ковжарова, введение невозвратных тарифов выглядит вполне логичным продолжением истории с отвоевыванием лоукостерами доли российского рынка авиаперевозок. В Европе, объясняет он, на лоукостеры приходится до 40% от общего числа всех проданных авиабилетов, и доля эта только растет. Эти компании сейчас активно ищут выход на российский рынок, что только подтверждается стремлением того же «Аэрофлота» поскорее закрепиться в нише, пока она относительно свободна.
Ценообразование российских авиакомпаний эксперт называет крайне непрозрачным. Сергей Ковжаров уверен, что стоимость топлива составляет немногим более 30% от цены билета, столько же приходится и на оплату услуг аэропортов и диспетчеров.
«Если обратить внимание на рост цен в сезон отпусков, в новогодние и майские праздники, то цены на билеты прибавляют до 50% в цене. Дорожает в эти периоды топливо? Не сильнее, чем обычно. Дорожают ли услуги аэропортов? Нет. Выходит, что стоимость билета зависит исключительно от щедрости или ее отсутствия у авиакомпаний. Приход лоукостеров на рынок должно ограничить аппетиты авиаперевозчиков, поскольку конкурировать придется не на шутку», – резюмирует собеседник сайта.
Примечательно, что противником законопроекта стал Союз потребителей России. Организация мотивировала позицию тем, что в Воздушном кодексе должна быть предусмотрена «страховка» для пассажира даже по невозвратным билетам. Такие риски председатель Союза потребителей России Петр Щелищ предлагает возлагать на бизнес, а не на потребителей услуг.