Ростовчане продолжают сталкиваться с навязыванием страховых услуг при оформлении потребительского кредита и продажей дополнительных страховых продуктов при оформлении ОСАГО. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы граждан, подаваемые в ростовское УФАС, а также их исковые заявления в суды общей юрисдикции. После вынесения решений судов некоторые банки и страховые компании исправляются, но затем вновь берутся за старое. Эксперты советуют изучить свои права и обязанности, чтобы не попадаться на подобные уловки.
История навязывания страховки в Ростовской области последние несколько лет развивалась следующим образом: для начала некоторые банки вообще не предоставляли возможность отказаться от страховки, так как заявление на выдачу кредита уже содержало в себе условие по подключению к программе страхования. Это был единый документ, и заемщик ставил свою подпись в одном месте, не имея возможности отказаться. После предписаний УФАС и решения судов эти два документа кредитные учреждения разъединили. Но появилась новая уловка – условия оформления страховки прописывались в анкете для предварительного одобрения микрошрифтом.
В частности, в конце 2012 года было рассмотрено три дела в отношении «Альфа-Банка», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», а также ООО «МайСейфити» в связи с навязыванием заемщикам допуслуг при оформлении потребительских кредитов. При оформлении кредита в «Альфа-Банке» заемщику предоставлялись типовые формы документов, которые предусматривали возможность получения кредита только одновременно с подключением к программе страхования жизни в ООО «АльфаСтрахование-Жизнь». Кроме того заемщик при оформлении кредита должен был заключить договор оказания услуг «Альфа-Хранитель» с ООО «МайСейфити». В период рассмотрения данных дел «Альфа-Банк» устранил эти нарушения, однако информация о допуслугах была напечатана в договоре трудночитаемым шрифтом.
Решения судов уже вступили в силу и, чтобы не попасться на уловки, нужно знать следующее: договор о предоставлении займа и договор о страховании – это два разных документа. Заемщик вправе отказаться от оформления услуги страхования и вправе выбрать страховую компанию. Вся информация в договорах (кредитования и страхования), должна быть напечатана шрифтом не менее восьмого размера. В случае обнаружения нарушений относительно этих правил граждане могут обращаться с жалобой в ростовский ФАС.
Ростовский УФАС России: Ростов-на-Дону, пр.Ворошиловский, 2/2, офис 403. Телефон: (863) 263-31-04.
«Естественно, зачастую граждане, обратившиеся за кредитом, не совсем внимательно читают условия договора и добровольно соглашаются, ставя галочки там, где поднимается вопрос о добровольном страховании. Тем не менее, отвечая на обращения граждан, мы обращаем внимание на следующие моменты: если заемщику, обратившемуся в банк, навязывается страховка безальтернативно – тогда это нарушение антимонопольного законодательства. Но если навязывается конкретная страховая компания, и при этом есть возможность в целом отказаться от страховки, то в данной ситуации действия банка нельзя считать неправомерными», – отметил заместитель начальника отдела изучения и контроля товарных рынков Ростовского УФАС России Мурсал Исмаилов.
Так же г-н Исмаилов добавил, что зачастую в случае отказа от страховки кредитное учреждение меняет условия выдачи кредита, повышая на несколько процентных пунктов годовую ставку, и это также не является нарушением законодательства. Такова на сегодняшний день позиция судов и УФАС по данному вопросу.
Что касается нарушения со стороны страховых компаний, то с начала этого года в Ростовский ФАС поступило порядка 70 обращений от жителей области. Все они свзаны с тем, что заключение договора ОСАГО осуществляется только после приобретения ряда других дополнительных страховок. Как правило это страхование жизни или ДОСАГО.
«Например, совсем недавно мы зафиксировали случай, когда 75-летнему мужчине из Батайска была навязана страховка на частное домовладение и только после этого был выписан договор ОСАГО», – рассказала начальник отдела изучения и контроля товарных рынков УФАС по Ростовской области Наталья Кожемяко.
Так же достаточно много претензий граждан относительно расчета стоимости полиса ОСАГО, где страховые компании допускают неправомерное применение повышающего коэффициента. Отметим, что основной поток жалоб направлен относительно компании ООО «Росгосстрах», которая была уличена в данных нарушениях еще два года назад. Ровно на год «Росгосстрах» успокоился и стал работать в правовом поле, отмечают сотрудники ростовского УФАС, однако аналогичные нарушения стали происходить и в текущем году.
«ООО «Росгосстрах» отчитался, что они отменили внутренние указы, обязывающие сотрудников работать в данном режиме. Но после этого наплыв жалоб не прекратился. Сейчас мы все эти жалобы объединили и возбудили дело. На сегодняшний день эти дела находятся в стадии рассмотрения, и я надеюсь, что к новому году мы завершим их и выдадим предписание», – подчеркнула Наталья Кожемяко.