С начала мая российские туристы, оказавшиеся в бедственном положении за границей из-за финансовых проблем туроператора, могут рассчитывать на поддержку компенсационного фонда «Турпомощь». Как сообщает «Российская газета», на счета общероссийского объединения турфирм уже поступило около 160 млн рублей.
О проблеме незащищенности туристов заговорили после ряда громких банкротств крупных туроператоров, в частности, компании «Ланта-тур». Госдума еще в апреле 2012 года планировала создать объединение туроператоров, которые будут иметь компенсационный фонд. В итоге в конце августа прошлого года более 30 туркомпаний подписали договор о создании объединения туроператоров «Ростурпомощь». Официально «Ростурпомощь» начала работать с ноября 2012 года, а с 1 мая 2013 года туроператорская деятельность в сфере выездного туризма, которая осуществляется без оформления членства в «Ростурпомощи», считается незаконной. В первый год для всех предусмотрен взнос в размере 100 тысяч рублей, затем – 0,1% от годового оборота.
До 4 мая все туроператоры страны, специализирующиеся на заграничных путевках, должны были перевести в фонд по 100 000 рублей. Однако пока раскошелились только 1,6 тысячи компаний из двух тысяч турфирм, продающих туры за рубеж. Полученные средства объединение планирует тратить исключительно в тех случаях, когда действия туроператора по отношению к туристу можно признать недобросовестными.
Например, если уже по приезде в другую страну выяснится, что туроператор не оплатил бронь номера в отеле, за счет средств фонда туристу оплатят 24-часовое проживание, питание, юридическую помощь и обратный перелет домой.
Одним из ярких примеров, в котором пострадали более ста ростовчан, связан с финансовой несостоятельностью туроператора «ЧерриТур». В сентябре прошлого года бездействие директора компании привело к тому, что 150 россиян, отдыхавших в Хорватии, обнаружили, что брони в гостинице аннулированы, а обратный самолет за ними не прилетит. Тогда на помощь туристам пришел «Ростуризм».
А вот рассчитывать на получение денежной компенсации за счет средств фонда, если россияне недовольны отелями и номерами, не стоит. Возмещение затрат и убытков, возникших в таких случаях, отдыхающему придется добиваться через страховые компании и суды.
«Денежная помощь фонда будет актуальна только в случае банкротства или разорения туроператора, которое пришлось на время отдыха туриста за рубежом. За три дня работы фонда на горячую линию поступило уже более ста звонков – жалуются на задержку рейсов, на несоответствие «звездности» отеля», – сообщил исполнительный директор фонда «Турпомощь» Вячеслав Басов.
Однако, по мнению ряда экспертов, создание ассоциации «Турпомощь» не решит всех существующих проблем. Туроператоры уже обязаны оплачивать финансовую гарантию, которая страхует риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением услуг по организации заграничной поездки.
«Задачи и цели, которые взял на себя компенсационный фонд, должно выполнять государство. Если бы закон о туризме действовал в полной мере, как он изначально и задумывался, то такая организация была бы просто не нужна. Скорее всего, деньги будут уходить в неизвестном направлении», – считает заместитель директора турфирмы «Русь-Тревел» Дмитрий Киселев.
Также эксперты туристической индустрии считают, что новая организация не сможет решить масштабные проблемы, которые возникнут в случае банкротства крупнейших операторов, а требование по ежегодной уплате взносов загонит в тень маленькие фирмы, специализирующиеся на индивидуальных турах.
Фото: Фото с сайта Вaby.ru