Огромный объем личной информации, которым делятся пользователи в социальных сетях, привлекает не только друзей и спецслужбы, но и банки. Они составляют психологический портрет и дают оценку кредитоспособности будущего заемщика по фотографиям, друзьям, подпискам и т.д. Пока что мониторинг осуществляется неофициально. Закон, конечно, не запрещает, но специальную скоринговую модель банки пока не используют. Но это событие уже не за горами, считают эксперты.
В России только пытаются перенять опыт Европы и США, где социальные сети являются официальными поставщиками информации о клиентах банков. За границей используются специальные скоринговые программы, анализирующие по нескольким тысячам факторов. У нас это пока осуществляется в ручную и в основном как дополнительный источник информации в спорных ситуациях или при кредитовании на большую сумму. Некоторые микрофинансовые организации, чьи службы безопасности ограничены в возможностях, напрямую просят клиента оставить ссылку на страницы в соцсетях. Так что если вы хотите получить кредит, то стоит как минимум сфотографироваться в дорогой одежде, на дорогой гаджет в обнимку с олигархом на дорогом курорте.
«Я думаю, что составление психологического портрета человека по социальным сетям ничего хорошего не даст, а только введет банки в заблуждение. Что они хотят почерпнуть оттуда: сколько денег у человека?! Но ведь машина может быть чужая, поездка за границу не за свой счет и так далее. Единственное, что более менее точно может охарактеризовать человека это то, что он читает, чем интересуется, какой у него кругозор, кто у него среди друзей. Но даже в этом случае выводы будут вероятностными. Мне кажется, что эта работа может пойти насмарку», – прокомментировал психиатр высшей категории Александр Бухановский.
В России уже предпринимались попытки создать скоринговую модель на основе информации в соцсетях, но пока что они не смогли решить вопрос, как отсеивать однофамильцев, ботов и фейковые аккаунты. С другой стороны, скоринговые модели предполагают, что клиенты будут давать согласие на то, чтобы их странички в соцсетях находились под колпаком у кредитных организаций. Хотя сегодня законодательство России не запрещает банкам черпать информацию о заемщиках в сетях «втихаря», но вот использовать полученные данные в кредитных историях они не имеют права. В связи с этим крупные банки не видят необходимости ставить мониторинг соцсетей на поток, так как имеют доступ к более достоверным картотекам и используют интегральные скоринговые модели для анализа данных, полученных после общения с клиентом и изучения предоставленных документов.
«ВТБ24 для оценки кредитоспособности заёмщиков не использует социальные сети. Для оценки платежеспособности физических лиц в ВТБ24 существуют интегральные скоринговые модели, учитывающие как социально-демографические характеристики заемщиков, так и сведения о кредитной истории заемщиков в ВТБ24 и других банках. В целях обеспечения актуальности скоринговых моделей на регулярной основе проводится мониторинг статистически значимых характеристик заемщиков, влияющих на возврат кредитов», – прокомментировала управляющий ростовским операционным офисом ВТБ24 Евгения Власова.
Тем не менее все больше банков делают ставку на индивидуальный подход к своим клиентам. Это означает, что, помимо справок о доходах и официальных документов, важно понять скрытые финансовые возможности будущего заемщика и узнать его психологическую устойчивость. Так что интеграция соцсетей в процесс оценки кредитоспособности уже не за горами, и под прицелом окажется более половины (53%) россиян, активно пользующихся Интернетом и имеющими аккаунты в социальных сетях.
По данным ВЦИОМ
Фото: Фото с сайта Вabosik.com