Сегодня наше государство задумалось о том, как поменять структуру потребления алкоголя. Цель – свести к минимуму распитие крепких алкогольных напитков. Для этого власти начали позиционировать несколько иную культуру потребления, беря пример с Европы, где на фоне интереса к здоровому образу жизни устойчиво растет интерес к вину. У нас готовят ряд мер и комплексных программ, направленных на поддержку и развитие виноградарства и виноделия. Как сейчас в России и в частности в Ростовской области обстоят дела в этой отрасли, рассказал президент восточно-европейской ассоциации сомелье и экспертов Александр Винник:
– Могут ли сегодня отечественные вина конкурировать с зарубежными?
– Это на самом деле вопрос сложный. Разумеется в понятие «зарубежье» входят не только европейские страны, но и латиноамериканские, страны африканского континента и, разумеется, качество вин, которые там производятся, не однородно. Конечно, европейские страны, и в частности Франция, преимущественно предлагают качественные вина. Но есть и массовые, низкого качества. Можно сказать, что определенные отечественные вина могут конкурировать, и они лучше. То есть это вина, которые произведены по традиционной технологии, из натурального винограда, без добавления каких-то компонентов не природного происхождения. Но для того, что бы сказать с уверенностью, что они могут конкурировать в общеупотребительном смысле, я думаю, для этого еще нужно много работать.
– Почему россияне так пренебрежительно относятся к своему, отечественному продукту?
– Нет пророка в отечестве своем! Это психология человека. Я живу здесь, и что здесь может быть хорошего. Древнее, классическое поклонение русского человека перед западной культурой. Никуда от этого не деться. Это правда. С другой стороны, это непонимание простой вещи: кто продает в ресторане вино? Человек, который где-то, кем-то, хоть как-то научен. Кто сегодня учит? Прозападно настроенные дистрибьюторские компании, чей портфель на 99% состоит из импортных вин. Кого они готовят? Они готовят в своих школах продавцов для своего вина.
Я не понимаю, почему наши компании с миллиардными оборотами не потратят мизерную часть своих денег, для того чтобы готовить армию людей, которые бы продавали их вина в ресторанах, в магазинах и т.д. Речь идет не о бонусах, не о покупке людей. В школах сомелье не покупают людей. Туда приезжают люди, которым интересно вино. Но там их индуцируют и говорят, что только эти вина великолепны, а все остальные – ерунда. Там готовят московских снобов. Понятное дело, в портфеле каждого российского производителя есть разные вина. Но давайте возьмем те, о которых хочется с гордостью говорить. Такие есть.
– Н1асколько сейчас остра проблема нехватки российских виноградческих хозяйств?
– Я не знаю, есть ли в этом проблема. Сокращались они в прошлом, а сейчас очевидна тенденция на увеличение площадей, высаживаются новые виноградники. Если не будет непродуманных шагов со стороны государства и регулирующих структур, то возможно эта тенденция сохранится. Хотя в России, к сожалению, каждый год виноградари или виноделы сталкиваются не просто с неадекватностью, а с шагами, которые убивают. Это приводит к тому, что у людей опускаются руки, приходит разочарование. Законодатели не понимают, что это две разные вещи: произвести дистиллят из пшеницы или вырастить ягоду и произвести из нее качественное вино. Отрасль виноградарства и винодельческую ни в коем случае нельзя сравнивать, объединять, приравнивать к отрасли водочной, ликероводочной. Это разные планеты.
Такой пример. Для того чтобы выпускать вина крепленые, свыше определенного градуса, предприятию нужно иметь специальную лицензию. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: со всеми специальными хранилищами, специальными нормативами. Лицензии стоят очень дорого. И логистические затраты колоссальные: содержать землю, содержать виноградники, содержать перерабатывающие предприятия, выдерживать вина. Норма прибыли у виноделов отличается от нормы прибыли водочного производства. Она существенно ниже.
– Как сильно российский рынок насыщен некачественным импортным вином и подделками?
– Качественных продуктов не так мало, как может показаться. Дело в том, что большинство европейских производителей четко контролируют каналы дистрибьции и редко можно столкнуться с так называемыми подделками. Конечно, подделывают, но как правило это вина аукционной категории. То есть это вина класса Cru, Grand Cru во Франции, произведенные в Бургундии, которые имеют инвестиционную привлекательность. Если мы говорим о рынке, то здесь нужно понимать, если мы приходим в магазин и на полке видим вина дешевле 350–400 рублей – мы должны быть осторожны. Вина дешевле этой стоимости, я говорю об импортных винах, вряд ли свободны от подсластителей, каких-то подкрашивающих веществ. Такая проблема, к сожалению, есть. С другой стороны мы часто покупаем и думаем: а что же здесь нас должно удивить, а почему такой плоский вкус, а почему отсутствует ароматика? На самом деле, производитель сделал качественный продукт, но он неправильно транспортировался, хранился в супермаркете при температуре 24-23 градуса под прямым освещением и бутылка пролежала месяц. А это уже не просто не то вино, которое производитель хотел нам предоставить, это мертвое вино.
– Какие ориентиры для определения качества российского вина вы можете назвать?
– 350 рублей – это та цена, за которую можно приобрести неплохое российское вино. Не меньше. Потому что акцизная политика, стоимость бутылки и стоимость производства таковы, что дешевле этого вы скорее всего получите балковое вино, которое привезено из Испании или из Чили. В этих странах производство вина массовое, очень дешевое приэтом продукт очень заурядного качества. Наши производители, используя свои мощности, разливают это вино по бутылкам. Правда об этом будет написано на бутылке.
– Можно ли потребителю дать рецепт, как определить ненатуральное вино по вкусовым качествам?
– Очень сложно. Рецепта нет. Нужно доверять бренду, и нужно учиться. Нужно приобретать специальные знания, и тогда человек сможет ориентироваться. Потому что красивые этикетки, красивое содержимое может оказаться подделкой. А вкусовые качества имеют очень тонкие нюансы, что бы неподготовленный человек мог их заметить. Если мы хотим развиваться в области винной культуры, если нам это интересно, то есть достаточное количество сайтов с качественной информацией, есть школы сомелье. Например, у нас, на юге России, есть одна из двух российских школ (одна в Москве, а вторая в Ростове-на-Дону), которые имеют государственную лицензию и аккредитацию. Школа работает два года. Это австрийский проект, вместе с итальянской ассоциацией сомелье. Они имеют и базовые курсы сомелье, и готовят профессионалов винного рынка – «кавистов» – продавцов-консультантов или менеджеров по продаже алкогольной продукции, и двухнедельные курсы по виноделию Франции и Италии. К сожалению, при выборе вина за советом то же обратиться не к кому. Квалифицированных продавцов не так много. Нужно идти либо в винный бутик, где есть подготовленные специалисты, либо самому получить знания, что бы сделать правильный выбор.
Фото: Фото предоставлено собеседником 161.ru