Пока другие литераторы безуспешно обивают пороги издательств или печатаются за свой счет, эти счастливчики одновременно выпустили книгу в Таганроге в издательстве «Лукоморье» и в ростовском «Старые русские».
Не краеведы, не историки – книгу «Были-небыли Таганрога» придумали «сочинитель» Игорь Пащенко и «рисователь» Владислав Протопопов. Каждую неделю в течение года в городской газете «Таганрогская правда», несмотря на строгость названия, появлялся фантазийный очерк, посвященный историям улиц особняков.
В итоге серия рассказов переросла в толстую книгу.
Ее и явили в последний день зимы читающему люду в Ростове. А театр «Содружество» инсценировал «Медальон медузы Горгоны» – главу из книги. Каменный медальон до сих пор украшает дом 36 на улице Греческой. Им владел родственник родоначальника кинематографа в нашей стране – Александра Ханжонкова – Михаил Павлович Ханжонков.
«Для меня все истории – мистические. Они приходят в сознание сами, раскрываются полностью, и я просто сажусь и записываю сюжет. По большому счету я считаю себя мидиатором», – говорит Игорь Пащенко.
«Сочинитель» родом из станицы Кущевской, «рисователь» – из Батайска, при этом оба честно представляются коренными обитателями Таганрога. Третий в троице – заслуженный артист России Владислав Ветров. Он уж точно из Таганрога, хоть родился в Грузии, проживает в Москве, однако с пяти лет и до зрелого возраста жил в городе. А значит, есть любимый дом.
«Очень странный дом – 13 окон по фасаду – был когда то любимым, – до некоторых пор. А теперь самым странным домом стал мой дом, где я провел детство, по переулку Добролюбовскому, 27 – обычная кооперативная пятиэтажка для меня с каждым годом приобретает уже совершенно другие черты. Я смотрю на свой балкон на третьем этаже, и мне все кажется, что мои родители там: «Владик, или домой!», – окунается в детство Влад Ветров. – Книга, которую Игорь Пащенко со своим товарищем презентуют, удивительна. Так редко бывают такие хрустальные литературные создания!
Мистически настроен Игорь всегда был. Он пытался писать роман, очень в чем-то похож на «Мастера и Маргариту». Мы под влиянием Булгакова находились все! Повально! Как только он стал доступен в рукописных каких-то вариантах, в перепечатках. А потом он как-то так пришел к уникальной форме – хрустальной, тонкой. Каждый сюжет – это свой стиль, собственное звучание. Это здорово!
Вот выпуск «Таганрогскiй въестникъ» – тут я записал мои мысли и ощущения от того, что происходит со мной, когда я читаю эту книгу. Недостаток у этой книги один – рассказов слишком мало».
Это волшебное путешествие в город, который вроде бы знают все ростовчане и, как оказывается, совсем не знают. Поработав в архиве, Игорь вытащил доселе неизвестные факты. Актер, прилетевший ради презентации на один день, назвал книгу «хрустальным литературным созданием». Игорь Пащенко нарисовал город словами, Владислав Протопопов – графикой. Вместе они оставили память городу о себе самом.