Цена человеческой жизни поднялась до докризисного уровня. Сегодня согласно данным Центра стратегических исследований страховой компании она достигает 4,5 млн рублей. Конечно, это стоимость жизни не в прямом смысле. Такую сумму выплаты родственникам погибшего считают справедливой большинство россиян. Как отмечают эксперты 161bank.ru в области страхования, люди стали дороже ценить собственную жизнь, поскольку ее качество в последнее время улучшилось.
В июне этого года Центр стратегических исследований компании Росгосстрах опросил более пяти тысяч респондентов в 36 крупнейших городах России. Несмотря на то, что жизнь любого человека, какого угодно возраста и профессии, бесценна – у нее есть экономическое обоснование, то есть объем материального возмещения в связи с гибелью человека на производстве, транспорте и так далее.
Согласно опросу дороже всего собственную жизнь ценят мужчины. По возрастному эквиваленту – люди среднего возраста, от 40 до 50 лет. И самую высокую планку цене своей жизни ставят бизнесмены, руководители высшего звена и совладельцы бизнеса. А, например, студент «ценится» в два раза дешевле, чем взрослый безработный. Но человек со средним и неполным средним образованием – «дороже», чем не окончивший вуз.
«Среднее значение «стоимости» жизни упало в кризис, однако в 2011 году она начала расти и превысила докризисные показатели. То же самое касается и медианного значения «стоимости» жизни. Это свидетельствует о повышении требований населения к качеству жизни – налицо спрос на более высокую защищенность населения от различных угроз, включая и размер компенсаций, выплачиваемых семьям погибших», – отмечает руководитель Центра стратегических исследований компании Росгосстрах Алексей Зубец.
По словам аналитика, сегодня существует большое количество методик и подходов к определению «стоимости» человеческой жизни. Тем не менее любые оценки справедливого возмещения в связи с гибелью человека будут общественно приемлемыми и оправданными, если они соответствуют общественным представлениям о справедливости. «Именно поэтому мы считаем, что метод прямого опроса населения является наиболее адекватным способом получить необходимые оценки», – пояснил цель исследования Алексей Зубец.
Специалисты рынка согласны, что сегодня жизнь человека недооценена в плане страхования. Например, максимальная выплата ОСАГО по «жизни» составляет 240 тысяч рублей при том, что «железо» стоит максимум 160 тысяч. Однако в скором времени лимиты выплат за испорченное имущество и здоровье могут быть увеличены до 400 и 500 тысяч рублей, соответственно. Это, по словам первого вице-президента ООО «Росгосстрах» Дмитрия Маркарова, приведет к увеличению базового тарифа на 50%, но не более того. Напомним, размер сегодняшнего базового тарифа для легковых автомобилей составляет 1980 рублей. В случае двукратного увеличения он составит 2970 рублей.
«Размер выплаты по жизни должен стремиться к двум миллионам рублей. Однако в этом случае страховой тариф придется увеличить в 3,5 раза, что вызовет недовольство автомобилистов», – считает Дмитрий Маркаров. Поэтому, по его мнению, проблему нужно решать за счет улучшения безопасности движения.
«Сегодня российский страховой рынок находится в уникальной ситуации, в этом плане мы даже чем-то похожи на «банановые республики» других континентов. Вот рынок страхования жизни находится практически в эмбриональном состоянии, не развивается. И одна из причин такого положения – отсутствие нормальных правил и условий, в том числе налоговых льгот, которые государство могло бы предоставить участникам рынка. Успех страхования жизни в Европе в основном связан с решением именно этой задачи. Я не говорю уже о западных странах, в которых универсальные компании 60-70% своих сборов делают по страхованию жизни. Во Франции, к примеру, 96% жителей имеют полисы страхования жизни. У нас таких – не более 3%», – рассказал в марте в интервью 161bank.ru старший вице-президент компании Росгосстрах, руководитель блока розничного страхования Владимир Нечепа.
По словам другого специалиста рынка страхования, исследование Росгосстраха вряд ли напрямую связано со страхованием жизни. «Вряд ли это исследование связано с тем, чтобы развивать сегмент страхования жизни. Его слабое развитие в России связано с ментальностью, люди уже понимают, что это хорошо, но им сложно или даже невозможно выкладывать ежегодно крупную сумму на страховку жизни даже при условии пенсионных выплат в будущем. Сегодня в России страховку жизни покупают только те, кто не боится потерять доход в будущем. Страх отсутствия заработка в будущем отталкивает от покупки полиса», – объяснил он.
Фото: Фото с сайта Vashastrahovochka.ru, таблица предоставлена Центром стратегических исследований РГС