Богатый и красивый. А также умный, успешный, активный, коммуникационный, а главное, счастливый – таким хочет видеть свой город ростовский бизнес. На прошедшем на этой неделе форуме «Будущее города. Ростов 2020» обсуждались тенденции его развития, перспективы, само собой – проблемы, действия властей, а также те новационные проекты, которые приближают нас к городу мечты. Первый ростовский бизнес-форум такого масштаба организовал журнал «Деловой квартал» при поддержке городской администрации.
В каком городе вы хотели бы жить, центром чего город является, и что нужно делать для того, чтобы молодежь не уезжала в Москву и Лондон, а оставалась в Ростове? Предложения первых бизнес-персон города разделились. Кто-то видит проблемы в пробках, кто-то – в образовании, некоторые судачат о негодной власти... Каждый о своем, но в общем сложилась некая картина.
Соорганизатор форума Клуб политического действия «4 ноября» провел накануне мероприятия экспертный опрос среди предпринимателей, представителей культуры, науки, СМИ и политических партий. Почти половина респондентов считают, что Ростов должен развиваться как промышленный центр – 46%, 32% – как научный центр и 22% выбрали культурное наследие.
В качестве дополнительных направлений развития города 47% выбрали «административно-управленческий центр Юга России», 41% – «Транспортно-логистический центр», 12% – «Историко-культурный центр».
Большой город
Ростову необходимо сохранять статус столицы ЮФО. Его называют «маленьким» большим городом, он теперь на 10 месте среди 12 городов-миллионников, и со своей площадью в 342 кв км является на самом деле самым маленьким миллионником России. Поэтому сквозной темой на форуме была агломерация. Технически она уже сегодня состоялась, отмечает экс-замминистра территориального развития, строительства и архитектуры, директор по развитию ЗАО «Патриот» Игорь Далаксакуашвили.
«Было бы ошибочно говорить, что объединение происходит только за счет того, что из соседних городов люди едут работать в Ростов. Я стоял в пробке на Портовой, и уже несколько лет назад вечером шел огромный поток машин в Ростов, а не из него. То есть люди возвращались с работы из Азова, Батайска, с их промзон, – привел он пример. – Но есть и чисто технические связи. Вода в Батайск, Аксай, Таганрог забирается из Ростова, также и канализационные стоки стекают в Ростов. То есть инженерно они давно связаны». «Мы в своем клубе уже обсуждали эту тему. Например, элита Новочеркасска, Таганрога или Батайска может не захотеть стать частью Ростова, или у них есть какое-то противодействие. Но есть на самом деле социальные вещи, которые не требуют много денег, – сказал руководитель Клуба политического действия «4 ноября» Сергей Смирнов. – Насколько я понимаю, проект практически безбюджетный, здесь нет затрат на аренду, нет затрат текущих. Но это создает определенный уровень жизни в Ростове».
Город АПК
Несомненно, Ростов должен развивать аграрный потенциал. «Ничего нового мы не изобретем, с советского времени Ростов развивался как агропромышленный центр, в котором было сельское хозяйство, пищевая промышленность и крупное сельхозмашиностроение. Когда я раздумываю о том, куда мне в том или ином регионе инвестировать деньги, я раздумываю о капиталоемких производствах, в которых я заработаю хорошие деньги. Заработав хорошие деньги, я заплачу хорошие налоги, возьму на работу большое количество людей, и город будет развиваться сам по себе. Деньги развивают все. А в аграрной промышленности крутятся большие деньги, у Ростовской области отличные природные условия для этого», – считает руководитель компании «Плюс К» Александр Перельман.
«АПК является хорошей возможностью формирования и сохранения статуса и известности города. К примеру, как германские города славятся своим пивом, а французские – сырами», – подчеркнул в своем видеообращении участникам форума профессор АНХ, МАИ, член Общественной палаты РФ, эксперт в области дизайна, проектирования, городского развития, образовательной и культурной политики Вячеслав Глазычев.
Город бизнеса
По мнению Вячеслава Глазычева, проблема российских городов №1 – это сегодняшняя схема распределения финансов с федерального уровня между регионами и муниципалитетами. Она абсолютно не настроена на развитие качества среды обитания и сферы услуг.
По его мнению, необходима работа на малые деньги, на малую прибыль, это обеспечит сохранение городов. «Но есть проблема, как обеспечить малому бизнесу поддержание жизни малых городов. В будущем 1 из 3 малых городов потеряют свой статус, превратится в поселок. Это железный закон демографии, мы точно знаем, сколько нас останется через 10-15 лет, – рассуждает эксперт.
«В России сегодня нет эффективной индустрии вложения денег. Понемногу денег много, в совокупности. России необходимы небольшие бизнес-проекты, малые производства, хотя бы чипсов или варенья. Мы покупаем готовые импортные товары, мы истосковались по своему. У людей деньги есть, но некуда вкладывать. Деньги требуют человеческой энергии. За рубежом человеческие ресурсы и энергия в МСБ привлекаются качеством жизни на местах, среды обитания. Это и ландшафт, и внешний вид домов, и экология. В это надо вкладываться государству, это инвестиция, а не затраты».
Город дорог
Тема загруженности дорог, пробок и парковок не была оставлена без внимания. Бизнесмены, занимающиеся строительством жилых районов и домов, говорят, что строительство многоуровневых или подземных паркингов – это очень затратно и невыгодно. «Сегодня люди озабочены тем, где найти деньги на квартиру, им не до покупки гаража или стационарного места на парковке», – пояснил Игорь Далаксакуашвили.
Альтернативное решение проблем, «как это у них», продемонстрировала в своем докладе директор представительства компании «Сименс» в ЮФО и СКВО Анна Русалева. На примере организации дорожного движения и паркинга в Лондоне и других городах стан Европы. «Для создания агломерации последний шаг – это увязка городов единым скоростным транспортом. Люди будут связаны между собой беспроблемным доступом в дальние точки города, и агломерация создастся сама собой», – отметила Анна Русалева. Транспорт, движение, доступность – ключевой фактор развития города.
«У меня нет денег на парковку, хочу – и паркую автомобиль тут, на газоне\тротуаре\проезжей полосе» – это не правда. Это просто нежелание быть гражданином своего города», – говорит Анна Русалева. На слайдах ее презентации – ужасающего вида «стоящий» в обе стороны Буденновский, а на других – Лондон с двумя полноценными выделенными для общественного транспорта полосами, причем выделенными не номинально, а при помощи ограждений. А по соседству полоса с легковым транспортом, она стоит также в пробке. Для организации постоянного мониторинга уличного движения, для строительства парковок в центре города и выделенных автобусных полос – деньги самих же горожан. Парковка в Лондоне стоит в среднем 10 фунтов, въезд в город – 8 фунтов. «Там никто не поедет в город на работу на машине, только в крайнем случае, если нужно еще куда-то вечером. Это станет просто невыгодно. Кто у нас при таком условии будет готов платить за въезд в центр города?» – на вопрос представителя «Сименс» поднялось от силы пять рук из почти полного зала.
Город образования
Власть должна быть посредником между образованием и бизнесом, приходят к выводу эксперты. Безусловно, столица Юга остается и образовательной столицей, здесь много вузов, в том числе старинных. Сюда приезжают учиться и из-за границы, и из соседних городов и регионов России. «Я заметил тенденцию, что сегодня в Ростове квартиры покупают родители детям, которые приезжают сюда учиться», – подметил Игорь Далаксакуашвили. «На мой взгляд, проблема действующего образования – в оторванности от бизнеса. Между работодателями и миром образования такая огромная дыра, ожидания совершенно не совпадают. Бизнес не готов оценить выпускаемых специалистов. На мой взгляд, власти должны быть модераторами между вузами и предпринимательством», – выразил свою точку зрения директор табачного бизнес-комплекса «Группы Агроком» Сергей Сапотницкий.
Первые лица городской и областной властей, которые также были приглашены «Деловым кварталом» для участия в дискуссии, пропустили «Будущее города». Инициаторы площадки для диалога планируют сделать форум ежегодным, помогая тем самым и бизнесу, и властям, и собственно самим горожанам двигаться от слова к делу, создавая тот самый богатый и красивый Ростов.