Банкам могут разрешить использовать в своей деятельности электронные документы, а также хранить финансовую и статистическую отчетность в электронном виде. Кредитные организации к этому готовы. По мнению экспертов 161bank.ru, храниться документы будут надежнее, выйдет это дешевле, а к тому же, цифровая документация полностью соответствует духу времени. Однако параллельно банкиры задумались об усилении информационной безопасности.
Законопроект «О внесении изменений в статью 40 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и статью 3 ФЗ «Об архивном деле в РФ» внес в Госдуму депутат Анатолий Аксаков. Согласно этому, банки избавятся от необходимости хранить документы в бумажном виде и смогут почти полностью перейти на электронный документооборот. А до принятия поправок обязательным по-прежнему является бумажный документооборот, электронный может использоваться банками лишь дополнительно.
Какие конкретно виды документов должны будут храниться в цифровом формате, Банк России должен будет определить в течение 180 дней с момента принятия закона. По словам разработчиков законопроекта, он уже обсуждался с ЦБ и получил одобрение регулятора.
Основным мотивом идеологи законопроекта называют экономию на бумажном документообороте. «Материальные расходы на документооборот бумажных носителей и расходы на хранение документов в бумажном виде являются более чем значительными», – отмечается в пояснительной записке.
«Безусловно, это полезно и отвечает духу времени. Банк активно занимается вопросами хранения документов в электронном виде, так как документооборот и хранение бумажных документов трудоемко и дорого. В то же время мы взвешенно подходим к отказу от бумажного хранения тех или иных видов документов с учетом требований регуляторов и действующего законодательства», – считает вице-президент, заместитель директора Операционного департамента ВТБ24 Валерий Мендус. По его словам, более 100 млн рублей в год тратит банк на бумажный документооборот. И это без учета затрат на логистику документов, на организацию собственных архивов и на расходные материалы. А по оценкам разработчиков законопроекта, средняя стоимость хранения документов в бумажном виде для крупнейших российских банков достигает десятков миллионов долларов в год.
«Хранение и обработка архивных документов на бумаге требует как отдельных площадей, так и дополнительных сотрудников, – отметил «Коммерсанту» председатель правления Райффайзенбанка Павел Гурин. – Переход на электронные документы, безусловно, позволит значительно сократить расходы, упростить и ускорить сбор, обработку и систематизацию информации, а также обеспечить оперативное предоставление документов».
Однако минусы у нововведения тоже есть, говорят ростовские банкиры. «Снижение затрат на бумажном документообороте повлечет увеличение компьютерных затрат. Потребуются компьютеры и серверы повышенной мощности, возрастут расходы по хранению баз данных в больших объемах и резервных копий архивов, – говорит управляющая филиалом «Ростовский» банка «ГЛОБЭКС» Лариса Сулацкая. – Кроме того, возрастет важность информационной безопасности банков. Сейчас информационной безопасности уделяется особое внимание, а в связи с нововведениями ее значение возрастет многократно».
Также перевод на электронный документооборот предусматривает большую работу с клиентами. Часть из них все-таки предпочитает вести документооборот на бумажных носителях, говорят эксперты. Поэтому некоторых постоянных пользователей услугами банка придется убеждать в необходимости этих нововведений.
Риски у цифрового формата хранения информации тоже присутствуют, отметил Валерий Мендус: «Но они минимизируются путем использования средств архивирования и восстановления данных, а также за счет создания резервных ЦОД. Кроме того, не стоит забывать, что риски потери бумажных документов также существует, например, сгорел архив, либо документы пришли в негодность из-за затопления или просто утеряны».
Фото: Фото Deposito-rente.nl