Почему на фото из 18-летней девушки может получиться дама бальзаковских лет, чем опасна при съемке сиреневая одежда, как не превратить клиента в человека-сардельку. Ответы на эти и многие другие животрепещущие вопросы современной фотографии смогли получить посетившие Дни открытых дверей в Школе Академической Фотографии в Ростове-на-Дону. Пришедших ожидал двухдневный нон-стоп из лекций и семинаров ведущих фотографов, визажистов и даже алхимиков.
Развитие технической мысли сделало фотографию самым народным из искусств. Сегодня сложно найти семью, в которой не было бы пусть и самой простенькой «мыльницы», позволяющей запечатлеть с разной степенью умения любые моменты жизни. Однако со временем стройные ряды родственников на фото перестают казаться высшим пилотажем, а подружка с модельной внешностью все равно почему-то выходит на твоих кадрах совершенно не так, как дива из самого завалящего глянца. Если это не заставило отложить фотоаппарат и заняться, к примеру, кулинарией, значит, пришло время пополнять багаж знаний. В течение всего двух дней гости Школы Академической Фотографии в Ростове-на-Дону проследили путь фотографии от первых размытых снимков до объективов за 800 тысяч долларов и вездесущего «Фотошопа», попутно получив ценные рекомендации по сопутствующим моментам, как, например, визаж для фотосъемки.
Субботним утром в Школе Академической Фотографии на Пушкинской, 174 все было готово к приему гостей. На два дня составлена максимально плотная программа, среди лекторов – мастера фотодела. Чтобы скрасить для гостей тяготы графика с 11:00 по 22:00, предусмотрены чай, кофе и печенье. Насколько востребованы подобные события, становится понятно очень быстро: в лекционном зале заканчиваются свободные стулья, зрители и слушатели размещаются даже в проходах и на полу.
Руководители Школы Владимир и Вероника Вишневские кратко описывают повестку двух дней и то, ради чего все здесь собрались. Сделать из собравшихся профессионалов фотодела за два дня не ставится целью: фотография, как и многие диагнозы, – на всю жизнь. Доступность фототехники у многих рождает ощущение, что «зеркалка» в руках является самым что ни на есть признаком профессионализма. Из-за этого страдает качество фотографии, а стало быть, и зритель – конечный потребитель продукта. И одно дело, когда человек рассматривает картинки в социальных сетях, но совсем другое, когда по незнанию заказывает большую фотосессию дилетанту. Умение оценить фотографию и избежать самых досадных ошибок в собственных съемках – одна из рабочих задач Дней открытых дверей.
Основную программу открывает дизайнер и фотограф Борис Панасюк, руководитель проекта «Фоторостов». Разговор – о самом насущном: Adobe Photoshop. На что способна программа, о которой большинство знает лишь глагол «отфотошопить», что скрывается за этим словом, где лежат этические рамки ее использования и какими инструментами стоит пользоваться при подготовке фотографии к печати или размещении в Интернете – тема первой встречи в рамках Дней открытых дверей.
Владимир Вишневский начинает разговор о творческом восприятии в фотографии с истории. Откуда пошла фотография, почему создателем считается Дагер, а лица героев первых съемок преисполнены величия, как идея съездить на море вылилась в создание корпорации Kodak – лишь некоторые из аспектов разговора. Вторая часть лекции посвящается непосредственно восприятию – как мы видим фотографию, какие слои в ней можно заложить и чем рядовой снимок красивой барышни отличается от шедевра мастера, к которому хочется возвращаться снова и снова.
Классик мировой фотографии, француз Анри Картье-Брессон, прославился тем, что мог по восемь часов ждать, пока картинка окружающего мира не сложится в пазл, достойный одного-единственного снимка. Жизнь современных репортеров куда сложнее – тут не то что восемь часов ждать не приходится, формат файла и скорость интернет-провайдера могут лишить фотожурналиста как минимум хорошего гонорара, а как максимум – мировой славы. О тяготах и лишениях репортерской жизни собравшимся рассказал представитель агенства Reuters, преподаватель курса фотожурналистики в Школе Сергей Венявский. Многоопытный фотожурналист без прикрас описал будни репортера: никакого «Фотошопа», оборудование дороже личного автомобиля, а порой жилья и жизни, отсутствие семьи – репортер означает «поднялся среди ночи и поехал». Однако заинтересованность аудитории и количество желающих продолжить разговор за рамками встречи демонстрирует, что у как минимум ростовской фотожурналистики есть будущее.
На этой радостной ноте вечер перешел во что-то сродни корриде – суббота завершилась критическим разбором работ. Отметим, что это – постоянная практика ШкАФа: любой, от новичка до профессионала, может рассчитывать на детальный анализ своего творения. Однако процесс не напоминает зал суда: здесь нет сурового жюри из «небожителей», которые забронзовели еще в перестроечные годы. Вероятно, поэтому обстановка столь непринужденная и расслабленная – работу обсуждают рядовые зрители под руководством преподавателя Школы, которые все вместе не ограничиваются критерием «нравится – не нравится», а коллективно обосновывают конструктивную критику по всем аспектам снимка, от композиции до сюжета.
Новый день дарит щедрую порцию волшебства. С утра Владимир Вишневский показывает самым стойким и ранним, как проявляется вручную черно-белая пленка, попутно рассказывая об основных ее видах и способах проявки. Следом Борис Панасюк, уже с пополнившейся аудиторией, рассказывает о своем авторском подходе к фотоискусству – интеллектуальной творческой фотографии – проводя поучительный эксперимент с добровольцем из числа зрителей: сравнивают восприятие фотографии обывателем с тем, что закладывал в нее автор. Кроме того, лектор рассказывает о том, как важна экспозиция в фотографии, если хочешь получить что-то глубже банального снимка, при этом покрывая доску цифрами, таблицами и графиками.
Опоздавшие к мероприятию, которое именовалось в расписании как «мокро-коллоидный процесс», ждут возможности войти за закрытой дверью. В это время внутри зала в почти полной тишине под желтым светом натриевого фонаря совершается действо, назвать которое иначе как обрядом не получается. Рабочие фартуки главных действующих лиц отдают чем-то масонским, запахи реактивов в воздухе напоминают об алхимии. Главный воскресный волшебник Павел Татаринцев из «Фотоаптеки d-76» от этого и не открещивается: серый порошок на перчатках – действительно драгоценный металл, хотя и не вожделенное многими золото, а серебро. Правда, замыслу участников таинства алхимики могли позавидовать, серебро здесь – побочный эффект. Главное – амбротип.
Первые фотографические изображения, названные по имени формального создателя дагерротипами, создавали на серебряной пластине. Уже хотя бы поэтому удовольствие – не из дешевых, плюс выдержка составляла не одну минуту, чтобы было достаточно сложно для фотографируемого. Однако в середине XIX века дорогой дагерротип уступил место амбротипу: изображение появлялось на стеклянной пластине, на которую наносили особое вещество – коллодий. Сидеть перед объективом теперь нужно было около 30 секунд, а на изготовление «карточки» уходило порядка 10 минут. Изображение, которое покрывали лаком, все равно с годами разрушалось, но носило гордое имя «вечный снимок» – примерно так переводится «амбротип» с греческого. Именно изготовлением «вечного снимка» и занялись в Школе Академической Фотографии. За основу взяли работу великого Надара – «Тициан фотографии» на заре карьеры брезговал новомодным увлечением, однако со временем даже стал основоположником аэрофотосъемки, запечатлев Париж с высоты полета воздушного шара. В свое время мастер создал несколько снимков «Божественной Сары», великой французской актрисы Сары Бернар. Ростовчанка Елизавета выступила на ростовском амбротипе в образе легендарной француженки. На создание шедевра ушло несколько дублей и порядка часа времени.
Как накраситься и что надеть – эти вопросы наверняка беспокоили великую Сару Бернар в ателье Надара не в первую очередь. Однако цветное фото обязывает ко много большему. Визажист, стилист и преподаватель визажа Екатерина Коростылева рассказывает о целом ряде просчетов, которые способны превратить красавицу в жизни в чудовище на фото. Прежде всего – пресловутый цвет: так, фиолетовый при желтом студийном освещении способен дать грязно-болотный оттенок. Каким образом и как этого избежать, Екатерина рассказывает, нанося макияж в этих самых фиолетовых тонах, столь рискованных при съемке.
Право победить сложный образ модели достается фотографу 2010 года по версии одного из изданий, фотографу студии LOFT и преподавателю портретной фотографии в Школе Ивану Космынину. В кратчайшие сроки он сумел не только справиться со сложной задачей, но и дать несколько дельных практических советов начинающим студийным фотографам. Отдельной темой выступления стал человек-сарделька и, соответственно, с чем его едят. Хотя, конечно, «съесть» в этом случае могут фотографа, который неправильно выставил свет, из-за чего у клиента и пропала шея.
Параллельно в лаборатории Школы Руслан Ситарчук, свадебный фотограф по профессии и пленочный фотограф в душе, показывает фанатам пленки, как приходилось пополнять семейные альбомы нашим папам и дедушкам, повторяя для каждого снимка последовательность «увеличитель – реактив – реактив – картинка». Правда, в отличие от дедушек в ванной, здесь все располагаются с удобством в оборудованной лаборатории и с натриевым фонарем вместо обычной красной лампы – так и видно лучше, и можно побывать в «черно-белой реальности». Результат ручной печати вызывает такие бурные восторги, что пугает даже соседей в студии.
Прощальные благодарности руководителей Школы завершают программу Дней открытых дверей. Итоги всех экспериментов можно увидеть на страничках ШкАФ в Интернете ВКонтакте, Artphotoschool.ru и, конечно же, в самой Школе Академической Фотографии на Пушкинской, 174.
Фото: Фото предоставлено Школой академической фотографии