В гарантийном фонде Российского союза автостраховщиков, из которого производятся выплаты по ОСАГО клиентам страховых компаний-банкротов, закончились деньги. Несмотря на то, что у союза есть еще резервный фонд текущих компенсационных выплат, за счет которого пока выплачиваются все возмещения, средств хватит в лучшем случае на два года. Решить проблему РСА планирует за счет повышения размера отчислений страховых компаний в резервный фонд.
Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает игрокам страхового рынка увеличить размер отчислений в резервные фонды, чтобы компенсировать дефицит денежных средств. Отчисления планируется временно повысить с текущих 3% до 4% от суммы премий по обязательному страхованию автогражданской ответственности. По словам представителей союза, это вынужденная мера: в гарантийном фонде, из которого производятся выплаты по ОСАГО клиентам страховых компаний-банкротов, денег больше нет. У РСА есть еще резервный фонд текущих компенсационных выплат, однако его средств может хватить не более чем на два года.
Реакция страховщиков на инициативу РСА оказалась неоднозначной: одни в целом ее поддерживают, другие не хотят платить деньги за «недостойных» игроков рынка.
«Сумма отчислений в резервные фонды – это технические детали, гораздо важнее решение принципиальных вопросов. Самый главный из них – очищение рынка от ненадежных и недобросовестных страховых компаний, череда банкротств которых привела к истощению резервных фондов РСА, – говорит директор филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» Ирина Кубаевская. – Если не принять решительных мер по консолидации рынка, по жесткому контролю за тем, чтобы на него не проникали бизнесмены с подмоченной репутацией, то добропорядочные компании будут вечно платить за «жулье», и РСА будет вечно испытывать дефицит средств в компенсационных фондах».
Примечательно, что еще в начале этого года в гарантийном фонде РСА было около 1,5 млрд рублей, а в резервном – порядка 7,3 млрд рублей. Деньги были потрачены на выплаты клиентам обанкротившихся страховщиков.
Напомним, всего в 2009 году лицензии лишилась 101 страховая компания, с начала 2010 года их насчитывается уже 51, в отношении 22 страховых компаний возбуждена процедура банкротства. Между тем, по оценкам главы ФССН Александра Коваля, из 641 страховой компании, предоставившей отчетность за первое полугодие 2010 года, в самой опасной красной зоне оказалось 134 компании. Таким образом, проблемы сейчас испытывает каждая пятая российская страховая компания. Причем среди них есть и крупные игроки.
«Это ненормально, когда более 100 компаний на рынке в полумертвом состоянии», – говорит заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев. Однако, по его словам, часть упомянутых Александром Ковалем страховщиков смогут решить проблемы, поскольку рынок постепенно начал восстанавливаться. Между тем в апреле этого года заместитель руководителя ФССН Людмила Сенькина прогнозировала, что в ближайшие два года рынок могут покинуть 200-250 игроков.
По словам экспертов, на финансовую устойчивость страховых компаний в основном повлияли результаты демпинга: страховые компании активно снижали тарифы ради привлечения новых клиентов.
По мнению заместителя директора Центра анализа, мониторинга и контроля, директор департамента по взаимодействию с внешними организациями страховой компании «РОСНО» Андрея Афонасьева, в зоне риска сейчас находится порядка 20-40% рынка, или около 80% всех страховых компаний, особенно региональных и тех, в чьем портфеле доля ОСАГО значительна. «Сегодня текущие отчисления в компенсационные фонды составляют около 4,5% от полученной страховой премии. Для стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо увеличить отчисления на 30-40%, или до 5,9%», – говорит он.
На сегодняшний день видна общая для рынка ОСАГО проблема – нарастающая убыточность. По словам Андрея Афонасьева, причин этому несколько: инициатива Минтранса по особенностям расчета амортизационного износа на средства безопасности, решение Минфина увеличить лимиты страхового покрытия, инфляционный рост цен на запчасти и ремонтные работы.
«Все перечисленные факторы делают ОСАГО убыточным и неинтересным для всех страховщиков. Выход из сложившейся ситуации возможен только путем значительного увеличения тарифов и жесткого контроля данной области рынка со стороны РСА, то есть более ответственного и продуманного отношения крупных страховщиков к своим решениям», – уверен эксперт.
«Чтобы не допустить повторения дефицита в будущем, нужно ужесточить контроль за страховщиками на входе», – подчеркивает Александр Коваль. Это можно сделать благодаря внесению поправок в закон об организации страхового дела, согласно которым страховщик перед получением лицензии на ОСАГО должен предоставить бизнес-план. По словам Александра Коваля, в некоторых странах при неисполнении бизнес-плана страховщиков лишают лицензии. Этот опыт стоит перенять и России.
«Повышения отчислений в компенсационные фонды можно было бы избежать, если бы еще 5-6 лет назад была бы спрогнозирована череда банкротств многих страховых компаний, занимающихся ОСАГО, и были бы приняты жесткие решения, – говорит Андрей Афонасьев. – Сегодня же, при существующей убыточности в этом виде страхования, увеличение отчислений станет существенным бременем для страховщиков, которые продолжают работать на рынке ОСАГО и вынуждены брать на себя ответственность по обязательствам компаний-банкротов перед клиентами».
Между тем первый заместитель генерального директора страховой компании «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров считает несправедливостью, что надежных страховщиков заставляют платить за потенциальных банкротов. «У нас не вызывает ни малейшего энтузиазма вероятность увеличения отчислений в эти фонды, потому что получается, что одни зарабатывают, а тратят другие», – заявил он, подчеркнув, что в первую очередь необходимо сосредоточиться на чистке рынка, избавляться от злоупотреблений посредников, противодействовать кражам и незаконным продажам бланков полисов.
В итоге мнение игроков страхового рынка о перспективе увеличения отчислений в фонды РСА разделилось, однако все сходятся во мнении, что рынок необходимо избавлять от недобросовестных игроков.