Цыганская страсть, завораживающий ритм танца, будоражащее чувство свободы и сильная любовь. Именно такой атмосферой был наполнен очередной волшебный вечер La Scala в киносети «Чарли». Наконец перед ростовской публикой предстала долгожданная опера Ж. Бизе «Кармен», ставшая итогом всей жизни создателя и покорившая сердца миллионов. Прямая трансляция оперы планировался киносетью еще в декабре 2009 года, в день её премьеры в итальянском театре La Scala. К сожалению, посмотреть «Кармен» в одно время с Италией так и не удалось, но зато сейчас появилась уникальная возможность увидеть эту знаменитую постановку без всяких помех и сбоев связи.
Цифровые показы итальянской оперы в «Чарли», организованные компанией «Невафильм», проводятся ежемесячно с 2009 года. За все это время киносеть уже успела показать ростовчанам восемь шедевров, среди которых и знаменитая «Травиата», и несравненная «Аида», «Тристан и Изольда» и многие другие. Но девятый показ должен был быть самым интересным.
Необычность и уникальность вечера гости могли заметить уже до начала просмотра оперы. Сначала было все как обычно: классическая музыка, бокал шампанского, конфеты, выставка картин. Но затем эту умиротворенную обстановку нарушили три обворожительные цыганки и закружили присутствующих в своих диких танцах. Получив заряд цыганской страсти гости направились в зал.
Не на экране – просто перед нами – роскошный зал La Scala: четыре яруса лож, хрустальные люстры, изысканные цветы. Мужчины в смокингах и женщины в вечерних платьях медленно проходят на свои места, европейская элита неспешно располагается в ложах. Заметно, как иногда вспыхивают искры бриллиантов в украшениях дам. Но свет гаснет, камера перемещается в оркестровую яму: входит маэстро, известный дирижер Даниэль Баренбойм, дверь которому открывает строгий распорядитель. Зрители наблюдают, как маэстро с трудом усаживается на стул, подгоняя его под себя, на лице явное недовольство. Но вот еще минута – и он преображается и начинает дирижировать с необычайным рвением. Он словно слился с музыкой, растворился в ней, его лицо – раскрытая книга для зрителя. Нет сомнений: перед нами – человек музыки.
Камера медленно перемещается на огромную сцену и занавес открывается. Высокие кирпичные стены табачной фабрики выглядят очень реалистично. Солдаты и уличные мальчишки с нетерпением ожидают появления красавиц, работниц фабрики, а особенно одной из них, несравнимой Карменситы. Звон колокола и на сцене появляются девушки и главная героиня. Мужские и женские голоса сливаются в один хор, и Кармен поет свою знаменитую арию – хабанеру. «Не любишь, но тебя люблю я. Так берегись любви моей», – поет Кармен и влюбляет в себя молодого солдата Хозе, который пообещал жениться на Микаэле. В этой сцене зритель впервые встречается с главными героями: Кармен, роль которой исполняет ученица академии La Scala, 25 летняя Анита Рачвелишвили, а также Дон Хозе – Йонас Кауфманн. Далее следует одна из самых поразительных сцен: Кармен арестована, и прикована длинными цепями, а Дону Хозе предстоит отвести её в тюрьму. Оставшись наедине, Карменсита окончательно завладевает сердцем солдата. Торжество любви очевидно: во время пения героиня опутывает Хозе своими цепями. Хитрой цыганке удается сбежать, и капрала сажают в тюрьму. Первый акт заканчивается, и зритель вновь переносится к оркестру, который играет эмоциональнее прежнего.
Во втором акте все больше и больше кажется, что Кармен и думать забыла о капрале, она начинает увлекаться тореадором Эскамильо, роль которого с блеском исполнил красавец Эрвин Шротт, но когда Хозе появляется, любовь возрастает вновь. Цыганка просит своего возлюбленного отправиться с ней на поиски свободы в её родные земли, он отрекается от службы и идет за ней. Совершенно поразительная сцена зажигательных и горячих танцев, в которой задействованы около 100 человек, поражает любого зрителя. Этим своеобразным гимном свободы и завершается очередной акт.
Действие переносит нас в горы, где табор остановился отдохнуть. Девушки гадают и главной героине выпадают пики – смерть, от пронзительной искренности голоса актрисы мороз пробегает по коже в предчувствии неизбежного. Но сцену уже прорезают тени могильных крестов и человек в черном одеянии ждет...
Жорж Бизе не пошел вслед за Проспером Мериме, его Кармен – куда глубже, ярче, интереснее, многограннее. Ее образ теперь навеки связан с потрясающей по силе, бессмертной музыкой, ставшей мировым символом страсти и непокорности, не одну сотню лет волнующий воображение даже далеких от музыки людей.
Вопреки ожиданиям, опера в кинотеатре «Чарли» – отнюдь не копия и даже не попытка приблизиться к реальности. Благодаря уникальной системе звука, качественному изображению, работе камер создается не просто эффект присутствия. Слышны шорохи фраков, виолончелист нежно трогает струны смычком в ожидании взамах дирижерской палочки, вот-вот где-то рядом сверкнут брильянтовые капли в ушах пожилой аристократки, и вместе с последними аккордами над партером пронесется вдохновенное «Bellissimo!».