Автомобильную общественность взбудоражила инициатива министерства экономического развития о возвращении таможенных пошлин на новые иномарки на докризисный уровень. Резко против такой позиции выступило министерство промышленности и торговли и еще ряд чиновников, радеющих о судьбе отечественного автопрома. Сегодня в этой истории официально поставлена точка.
Основным аргументом минэкономразвития называлось отсутствие конкуренции между новыми иномарками и отечественными авто из-за больших различий в ценовой категории.
По данным, которые приводятся в официальном докладе министерства, средняя стоимость новой российской машины в 2009 г. составила $7398, иномарки, собранной в России, – $13 788, новой импортной машины – $21 113.
Эксперты опасаются, что чрезмерное злоупотребление таможенно-тарифными мерами может привести к техническому застою внутри страны и снижению стимулов для модернизации.
Автовладельцы встретили инициативу с одобрением. Подавляющее большинство из них до сих пор относятся крайне скептически как к творениям отечественного автопрома, так и к иностранным машинам, собранным в России.
Постановление правительства России о повышении таможенных пошлин на легковые и грузовые иномарки на 25-30% начало действовать в январе текущего года. Мера была направлена на защиту отечественных автопроизводителей и зарубежных компаний, осуществляющих сборку машин на территории РФ. Непопулярное решение объявили временной мерой на период кризиса.
«Я пока не встречал человека, который хотел бы купить хорошую иномарку «родной сборки» и купил бы вместо этого ВАЗ или какой-нибудь иностранный бренд меньшего класса, собранный в России. Эти люди просто отложили покупку или обратились в банк для получения кредита, и все переплаты в конечном итоге пошли на поддержку ВАЗа, которому на выход из кризиса и выплату долгов нужно порядка 50 лет. Но нужно ли это нам, налогоплательщикам?», – возмущен руководитель организации «Общественный актив Ростова» Евгений Шельмин. Документ минэкономразвития не нашел понимания у коллег из минпромторга.
«Мы категорически против такого решения, и в ближайшее время ни о каких изменениях ставок пошлин на иномарки не может быть речи», – сказал замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев.
«К сожалению, чиновникам, столь далеким от простых граждан, непонятно, что человек, который ездил на Ленд Крузер, не пересядет на ВАЗ или КИА-спектра, собранную в Калининграде. В то же самое время ряд граждан как покупали ВАЗы, так и покупают, как покупали иномарки собранные в РФ, так и будут их покупать дальше. Как я и говорил в самом начале, снижение пошлин лишь повысит уровень жизни граждан, расширив их возможности», – сетует Евгений Шельмин.
Очевидно, на самом высоком уровне заняли сторону минпромторга, что вынудило минэкономразвития «завернуть» свою инициативу.
Министерство экономического развития РФ не предлагает снижать импортные пошлины на новые легковые автомобили с 30% до 25%, сообщил заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач на пресс-брифинге 23 марта. «Мы не предлагаем снижения пошлин. Я считаю, что этого не надо делать. Для стратегии развития автомобильной промышленности это не предполагалось делать», – добавил он.