Оформление автомобилей, квартир и другого имущества на «дядю» перестает быть мерой, позволяющей гражданам уклоняться от уплаты долгов. Судебные приставы намерены арестовывать имущество должников, номинально оформленное на третьих лиц.
Не секрет, что россияне с целью уклонения от уплаты алиментов, налогов, кредитов и прочих платежей практикуют оформление собственного имущества на третьих лиц. «Номиналами» могут выступать бывшие супруги, родители, родственники и даже тещи! Кроме того, должники часто «забывают» оформить права на используемое имущество. Судебные приставы намерены исправить ситуацию и повысить собираемость долгов.
«Федеральной службой судебных приставов разработан правовой механизм ареста имущества должников, которое номинально оформлено на других лиц», – говорится в сообщении ФССП России, где намерены покончить с мнимыми и притворными сделками, совершенными с единственной целью – показать судебному приставу-исполнителю, что у должника нет никакого имущества и что взять с него нечего.
«При этом сам должник ездит на дорогой машине, живет в комфортабельных условиях. Правда оформлено все это «на тещу» или «тестя», которые, к слову, чаще всего далеки от благ цивилизации и достатка в жизни, – отмечают в ФССП России. – Хорошо известна и ситуация с юрлицами, когда одно юридическое лицо создает несколько «дружественных фирм» и активно переводит имущество с одной на другую. Сегодня ФССП при изучении имущественного положения больше не будет ограничиваться формальным сведением об имуществе, зарегистрированном должником. Предметом интереса станет все имущество, находящееся в фактическом пользовании и владении должника вне зависимости от того, кто является его формальным собственником».
Права на машины и квартиры будут подвергаться тщательной проверке. Если судебный пристав усмотрит в документах признаки мнимой или притворной сделки, имущество будет незамедлительно арестовано, и начнется судебная процедура применения последствий недействительности ничтожной сделки. При этом на данной стадии пристав будет активно взаимодействовать с прокуратурой и взыскателем по исполнительному документу, в том числе с налоговиками.
По словам вице-президента по сотрудничеству с финансовыми институтами Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса Валерия Кардашова, должников, реально обладающих возможностью погасить долг, но не делающих это, довольно легко выявить. «Достаточно посмотреть, как человек ведет себя по отношению к сотрудникам банков и коллекторских агентств, какой образ жизни ведет».
С тем, что задача по выявлению реального положения дел должника, который отказывается платить, трудна, но решаема, согласен и руководитель коллекторской службы «Аргумент» Керим Баширов: «Работа с должником зачастую опирается на взаимодействие с правоохранительными органами. Однако все взыскания с третьих лиц производятся только по решению суда, где доказывается факт совершения сделки должником в отношении имущества».
Успех работы по выявлению реального имущества и доходов гражданина, не желающего платить, по словам господина Баширова, во многом зависит от активности взыскателя.
«Это касается направления запросов и получения ответов из государственных регистрационных органов, банков и ГИБДД, составления акта о подтверждении места расположения должника по указанному адресу в исполнительном документе, после чего накладывается арест на имущество», – поясняет эксперт.
Между тем юристы напоминают, что в заявлении ФССП речь идёт о двух ситуациях, которые надо различать. «Первая – когда должник отчуждает имущество, чтобы не допустить обращения на него взыскания. Вторая – когда он сам приобретает какое-либо имущество, требующее регистрации, но, пользуясь им, не регистрирует его на себя, чтобы не стать формально его собственником и опять-таки избежать обращения взыскания на это имущество», – говорит старший юрист Южной дирекции юридической фирмы «Вегас-Лекс» Сергей Радченко.
Ситуация, когда должник в исполнительном производстве распродаёт или дарит по родственникам своё имущество, чтобы избежать обращения на него взыскания, действительно очень распространена.
«Специально для оспаривания таких сделок в ГК РФ существует статья 170, объявляющая недействительными мнимые сделки. Проблема в том, что ни один закон не даёт судебному приставу права обращаться в суд с иском о признании сделки мнимой и применении последствий её недействительности, – говорит Сергей Радченко. – Обратиться в суд с таким иском может взыскатель как лицо, имеющее личный материально-правовой интерес в возврате должнику отчужденного им имущества, а также прокурор, если взыскатель-гражданин не может сделать этого самостоятельно, а также если взыскателем является публично-правовое образование, государственное или муниципальное предприятие. В случае предъявления такого иска возможно принятие обеспечительных мер в виде запрета распоряжения спорным имуществом».
Что касается второй ситуации, то, как отмечает Сергей Радченко, статья 66 закона «Об исполнительном производстве» предусматривает право судебного пристава-исполнителя обратиться в регистрирующий орган для проведения госрегистрации права собственности должника на имущество. Только после этого на имущество может быть наложен арест.