RU161
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода+2°

пасмурно, без существенных осадков

ощущается как 0

1 м/c,

с-в.

768мм 100%
Подробнее
1 Пробки
USD 98,26
EUR 103,19
Бизнес Наука Факторинг: до кризиса финансировался «воздух»

Факторинг: до кризиса финансировался «воздух»

Продемонстрировав стремительный взлет, рынок факторинговых услуг впал в зимнюю спячку. Стоимость привлечения финансирования для факторинговых компаний во время кризиса серьезно возросла, а доступность – снизилась, что привело к существенному увеличению...

" src=

Продемонстрировав стремительный взлет, рынок факторинговых услуг впал в зимнюю спячку. Стоимость привлечения финансирования для факторинговых компаний во время кризиса серьезно возросла, а доступность – снизилась, что привело к существенному увеличению стоимости факторинговых услуг. Ситуацию усугубляют возрастающие риски неплатежеспособности клиентов. Однако, по мнению экспертов, после кризиса компании, которым удалось выстроить эффективную систему риск-менеджмента, ожидает стремительный рост бизнеса.

В течение последних двух лет рынок факторинговых услуг демонстрировал ежегодное удвоение основных показателей.

«До того, как кризисные явления распространились за пределы США, рынок факторинговых услуг рос высокими темпами, что отражалось в увеличении объёма рынка, появлении новых участников и наращивание портфелей уже существующих игроков, – рассказывает аналитик компании «Атон» Роман Паплинов. – Однако во второй половине прошлого года ситуация кардинально изменилась».

Кризис ликвидности привёл к удорожанию всех инструментов финансового рынка, в том числе и к росту ставок на факторинговые услуги, которые, по словам Романа Паплинова, сейчас доходят до 35% годовых.

Как отмечает заместитель начальника управления факторинга «ЮниКредит Банка» Геннадий Золкин, прогрессирующее кредитное сжатие, ожидание девальвации рубля и корпоративных дефолтов наглядно показали, что эпоха дешевых и, главное, доступных денег осталась позади. Факторинговым компаниям пришлось пересмотреть стратегию развития бизнеса. Кризис сказался на динамике роста портфелей факторинговых компаний, факторы столкнулись с заметным снижением прибыли и вынуждены были отказаться от привлечения новых клиентов.

«Если раньше многие компании ориентировались на увеличение доли рынка путём наращивания портфеля, меньше внимания уделяя оценкам риска, что не приводило к серьёзным проблемам в период кредитного бума и экономического роста в стране, то теперь на первый план вышла надёжность должника, – отмечает Роман Паплинов. – В связи с этим многие компании отказывают новым клиентам и работают только со старыми, проверенными компаниями. Предприятия малого бизнеса фактически лишились источника пополнения оборотных средств в крaтчайшие сроки».

Факторинговые компании адаптируются под новые условия бизнеса. На сегодняшний день серьезную преграду в развитии рынка факторинговых услуг представляют рост ставок на привлекаемые средства, что в конечном счете приводит к увеличению стоимости услуг факторинговых компаний и снижению надежности компаний, передающих задолженность.

Как отмечает директор регионального представительства Национальной факторинговой компании Наталья Иванова, большинство факторинговых компаний уже ограничило финансирование поставок в отраслях, где во время кризиса резко ухудшилась платежная дисциплина, и сконцентрировались на сферах бизнеса, связанных с производством и реализацией товаров повседневного спроса. «Трудности с кредитованием и падение потребительского спроса ударили по реальному сектору экономики. Прежде всего это сказалось на традиционных для факторинга отраслях – таких как металлургия, обработка, оптовая торговля, пищевая, алкогольная промышленность и ретейл-сектор», – перечисляет Геннадий Золкин.

Требования к клиентам и передаваемой дебиторской задолженности, по словам Натальи Ивановой, ужесточились независимо от вида факторинга. Сегодня факторы внимательно оценивают мотивацию компаний, заинтересованных в факторинговом финансировании: если потенциальному клиенту нужны деньги, чтобы «залатать дыры», или поручительства за дебиторов, которые уже почти «мертвы», вряд ли он сможет выполнить свои обязательства. Кроме того, если ранее факторинговые компании оставляли необходимость страхования невозврата дебиторской задолженности на усмотрение клиента, то сейчас это стало обязательным условием сотрудничества.

«Передача на покрытие риска всей дебиторской задолженности обусловлена подходом портфельного управления рисками, – поясняет Наталья Иванова. – Кроме того, частичное покрытие риска противоречит философии страхования: вряд ли найдется автовладелец, который застрахует от повреждений только бампер и капот лишь только потому, что, согласно накопленной статистике аварийных ситуаций, именно эти части автомобиля подвергаются наибольшей опасности».

Вместе с тем после преодоления «кризиса недоверия» перед рынком факторинговых услуг открываются блестящие перспективы, обусловленные спецификой построения бизнеса в изменившемся мире. Обслуживание дебиторской задолженности компаний, которое входит в перечень ключевых компетенций факторинговых компаний, сегодня востребовано даже в большей степени, чем в спокойные времена. По мнению Натальи Ивановой, повышенным спросом в ближайшее время будут пользоваться услуги по покрытию риска неплатежа покупателей: сегодня перед большинством компаний стоит в первую очередь вопрос не роста бизнеса, а его безопасности. Во-вторых, востребованы услуги по управлению дебиторской задолженностью и ее взысканию – поставщикам выгоднее избавиться от непрофильных видов деятельности и доверить решение столь щепетильной проблемы профессионалам. И, в-третьих, проявив некоторую изобретательность, факторинговые компании могут создать новую клиентскую группу – универсальные коммерческие банки, предложив финансово-кредитным организациям свои наработки по управлению дебиторской задолженностью.

Как отмечают представители лизинговых компаний, в условиях кризиса дебиторская задолженность является одним из наиболее надежных видов обеспечения, это самый ликвидный актив компании после наличных денежных средств. Кроме того, номинальная стоимость дебиторской задолженности фиксируется в момент ее возникновения и не уменьшается в зависимости от изменения бизнес-среды. И, наконец, при уступке действительной дебиторской задолженности риск неплатежа сводится к минимуму за счет диверсификации – вероятность одновременного дефолта всех дебиторов заемщика чрезвычайно низка.

«В последние годы из комплекса услуг, направленных на рост и развитие бизнеса, факторинг превратился в инструмент беззалогового кредитования. Однако сейчас на передний план, наконец, вышел специализированный факторинговый риск-менеджмент, который является залогом оказания полного комплекса услуг – управление дебиторской задолженностью и ее сбор, поручительство за дебиторов и, наконец, финансирование под дебиторскую задолженность и под заказы», – отмечает Наталья Иванова.

Во время кризиса в выигрышной ситуации оказались независимые факторинговые компании с банковской лицензией, имеющие доступ к антикризисным программам поддержки финансового сектора, а также структурные подразделения крупных универсальных коммерческих банков, для которых факторинг является одним из приоритетных направлений бизнеса. Поле битвы придется покинуть компаниям, которые ориентировались на агрессивные продажи и пренебрегали элементарными принципами специализированного факторингового риск-менеджмента, уверена Наталья Иванова. «Данная стратегия могла оставаться жизнеспособной при свободном доступе к неисчерпаемым источникам финансирования: фактор покрывал неизбежные потери доходом от финансирования новых клиентов. Однако бесперебойное финансирование при отсутствии должного риск-менеджмента создавало благоприятную почву для мошенничества со стороны клиентов – компания передавала фактору фиктивные накладные, фактор финансировал «воздушные» поставки, затем клиент возвращал фактору деньги и передавал новые фиктивные накладные, раздувая «пузырь». Кризис остановил раскручивание бесконечной спирали, поскольку участники рынка столкнулись с нехваткой денег. Наверное, это тяжело – в один день проснуться и понять, что финансировал только «воздух»», – отмечает эксперт.

Очевидно, что факторинговые компании, которые не уделяли внимание построению работы с проблемной и просроченной задолженностью, уже ощутили в полной мере или вот-вот столкнутся со сложностями, связанными с возвратом выданных денежных средств. Представители факторинговых компаний уверены, что, несмотря на все трудности кризисного времени, в конечном счете компании, заинтересованные в факторинговом финансировании, выиграют от произошедших «потрясений». На рынке факторинговых услуг останутся компании, которые стоят бизнес, уделяя основное внимание специализированному риск-менеджменту, и могут предложить качественные факторинговые продукты.

Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Сгорели два с половиной Батайска. Живущая в Лос-Анджелесе ростовчанка — о непрекращающихся пожарах
Виктория Елина
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления