Лимитирование снятия наличности с кредитной карты становится тенденцией. Хотя российский рынок уже и подташнивает от колебаний и вывертов, которые набрали разгон после финансового кризиса, инициативы банков продолжают раскачивать ситуацию.
За десять дней пять банков (в числе которых «Альфа-Банк», «ВТБ24» и «УРАЛСИБ») заявили, что в головных отделениях и филиалах будет установлен жесткий лимит по единоразовому снятию наличности с пластиковых карт клиентов. К примеру, банки «Союз» и «Ренессанс Кредит» буквально связали клиентам руки, ограничив снятие наличных в банкоматах до 15 тысяч рублей в месяц, к тому же расплатиться подобной кредиткой можно лишь один раз за месяц. О мобильности, удобстве и перспективах пластиковой наличности, кажется, можно уже забыть.
В пресс-службе банка «Русский Cтандарт» нам сообщили, что сейчас лимит на снятие наличных средств установлен в размере пяти-десяти тысяч рублей в зависимости от типа карты. Радикальные меры в банке объясняют ростом объема снимаемой наличности. Согласно статистике он вырос не только в «Русском стандарте», но и в других банках почти втрое.
«В последние дни спрос на снятие наличных с наших кредиток увеличился более чем в два раза, – рассказал зампред правления «Русского Cтандарта» Евгений Туткевич. – Клиенты, которые ранее снимали не больше 40% от кредитного лимита, стали снимать средства полностью. Выросло и число новичков, которые несколько месяцев назад получили карты, но уже обналичили средства со счетов».
Между тем эксперты отмечают, что в авральной обналичке средств с «пластика» нет ничего удивительного. «Думаю, что простые россияне, подобные нам с вами, преследуют вполне понятную цель – обезопасить себя от потери денег, следуя утверждению, что наличные на руках надежнее, чем деньги в самом надежном коммерческом банке. Однако панику раздувать не стоит, потому что лимитирование не может касаться зарплатных проектов. Это вам подтвердит любой юрист», – комментирует ситуацию ростовский экономист Виктор Астахов.
«Действительно, банки не могут трогать зарплатные проекты клиентов, – консультирует ростовский юрист Андрей Сидоренко. – От банка это не зависит. Деньги, которые поступают на кредитную карточку гражданина, в данном случае не являются частью банковского капитала. Другими словами, банк предоставляет только карточку и банкомат для снятия денег, а средства, поступившие на «пластик», – личные сбережения гражданина».
В то же время один из участников лимитных перемен в беседе с корреспондентом 161bank.ru опроверг ограничения по операции с картами и объемом снимаемой наличности. В пресс-центре «Альфа-Банка» заявили, что никаких ограничений вводить не планируют. «Снятие наличности по кредитным картам увеличилось незначительно. По рублевым операциям изменений нет вовсе. В основном выросли операции с евро и долларом. При этом никаких ограничений на снятие наличных с кредитки «Альфа-Банк» не планирует», – ответили в банке.
Но не это сейчас главное. Основным по-прежнему остается вопрос доверия клиента к банку. Ведь именно клиент может похоронить радужные перспективы пластиковой наличности. Ограничивая граждан в возможности распорядиться своими кровными, банки, видимо, забывают, что программы, приносящие прибыль, прежде всего ориентированы на массы. И если лояльности простыл и след, то дальнейших перспектив банкирам не видать. А мы с вами, как и прежде, будем хранить деньги в кубышке и ждать. Вдруг что-то изменится.