Новая тенденция наметилась в борьбе службы судебных приставов со злостными должниками. Несмотря на то, что пока вопрос находится на стадии обсуждения в курилках, общественность уже зашевелилась. Все из-за того, что в ближайшее время должников могут прижать, зайдя «с тыла». То есть у родственников, на которых могут быть записаны покупки должника, приставы смогут изымать честно нажитое имущество.
Впервые о таких намерениях заявил несколько дней назад замдиректора ФССП Артур Парфенчиков.
«Многие должники ездят на дорогих автомобилях, имеют свой прибыльный бизнес, и в то же время по документам за ними не числится ни средств, ни недвижимости, которое, как правило, переписано на близких родственников», – заявил Парфенчиков.
Рассуждения на тему начались в рядах ведомства после обмена опытом с финскими коллегами, у которых принято взыскивать не только задокументированное имущество должников, но и то, что неплательщик переписал на друзей и родственников.
«В судебной практике не редки случаи, когда все свои доходы неплательщики переводят на третьих лиц, а перед налоговой и приставами он гол как сокол. В том случае, если опыт финских приставов приживется на отечественной почве, у контролеров будут развязаны руки при изъятии имущества. Это значит, что приставы смогут постучаться в дверь любого из родственников и близких провинившегося и проверить их имущество на вполне законных основаниях», – предположил ростовский юрист Валерий Марченко.
Руководитель пресс-службы управления ФССП по РО, Ирина Жульнева рассказала корреспонденту 161.ru, что в действующем законе, который определяет полномочия судебных приставов, «пункта, допускающего арест имущества третьих лиц», нет. «Соответственно для того, чтобы обратить взыскание на имущество третьих лиц, необходимо обратиться в суд с иском о признании недействительным договор о передачи имущества, доказать фиктивность сделки. Доказательствами могут служить факты постоянного пользования, владения имуществом именно должником и безвозмездный характер сделки. После чего вещь придется вернуть в собственность должника. И только тогда на имущество может быть наложен арест», – уточнила пресс-секретарь донских приставов.
В то же время, по данным юристов, на законодательном уровне изымать имущество судебные приставы имеют право только у банковских поручителей. В случае непогашения долга заемщиком они отвечают своим имуществом перед кредитной организацией. Эксперты в свою очередь признают ужесточение судебных норм как объективную необходимость.
«С ростом кредитных программ в России количество должников тоже выросло. Законы, которые действуют сейчас, позволяют уходить от долгов. Мошенники хотя бы чего-то должны бояться», – считает аналитик рынка, юрист- консультант Семен Борзов.
Между тем взыскание приставов по нынешнему закону может быть обращено только против собственника, то есть для взыскания имущества с третьего лица нет никаких законодательных оснований. Это возможно только после разбирательства в суде. Собрать доказательства, которых хватит для принятия судебного решения, будет непросто. Юристы в один голос заявляют, что такое возможно лишь с помощью свидетельских показаний или сообщений электронной почты. Поэтому пока приставов не наделили новыми полномочиями, родственники злостных неплательщиков могут спать спокойно.
Фото: Коллаж Константина ЛИСИЧКИНА