Федеральной антимонопольной службе не нравятся навязываемые банками страховки по автокредитам. Антимонопольщики считают, что у заемщиков должно быть право выбора как страховой компании, так и предлагаемых программ и тарифов. Пока зачастую при экспресс-кредите на авто предлагается единая усредненная по ценам страховка машины. Иногда она уже входит в стоимость кредита. Специалисты ведомства в ближайшее время планируют провести ряд проверок автосалонов, где такой вид страховок нашел свое распространение.
Изначально система усредненного тарифообразования носила благие намерения. Она была направлена на оперативное оформление документов на продаваемый автомобиль, которое можно сделать сразу же в салоне. Банкам и страховщикам это выгодно для увеличения потока продаж. Быстрое оформление необходимо и заемщику, но вряд ли ему захочется переплачивать за подобные услуги из собственного кармана.
По мнению аналитика ИК «Финам» Владислава Исаева, несмотря на то, что банки и страховщики официально не раскрывают информацию о том, что считают тарифы по усредненным параметрам, на деле это так и происходит. «В результате при оформлении каско для купленного в кредит автомобиля в равных условиях оказываются как опытные водители, так и имеющие незначительный водительский стаж. И если для молодых автолюбителей это несомненный плюс, то водителям с большим стажем приходится значительно переплачивать».
Банковские эксперты считают, что вмешательство ФАС в операции по автоэкспресс-кредитам может усложнить их выдачу, что оттолкнет заемщиков, рассчитывающих на оперативность. Кредиты и страховые программы будут корректироваться и изменяться. Косвенно это может спровоцировать незначительный рост тарифов по кредитным программам.
Ведущий специалист по продажам автосалона Дмитрий Толмачев предполагает, что ставки будут расти вне зависимости от инициативы ФАС. «В данный момент у людей нет денег ни на приобретение жилья, ни на автомобили. Все подсели на кредиты, и если ипотеку могут осилить менее 10%, то авто – пожалуйста. Высвободившиеся от продажи старого автомобиля деньги несут на рынок, стимулируя инфляцию. Всплеск автокредитования пришелся на прошлый год, значит, примерно через три года может последовать высокое количество невозвратов».
Меры ФАС направлены на защиту прав потребителей и предоставление им права использовать гибкость сетки страховых тарифов, но насколько эффективны окажутся указанные меры антимонопольной службы – покажет время. Тем не менее опыт показывает, что если проблемой заинтересовалась ФАС, то сфера в ближайшее время будет зарегулирована. Тем более что антимонопольщики в качестве партнера привлекают Росстрахнадзор, имеющий прямые рычаги влияния на российский страховой рынок.