Cпрос на строительную технику в Южном федеральном округе за год вырос почти на 100%. Увеличивается потребность в кранах, автобетоносмесителях и самосвалах, но, как правило, иностранного производства. По мнению экспертов, данная тенденция является специфической особенностью развития лизинга коммерческого автотранспорта в ЮФО. Усугубляет ситуацию тот факт, что более дорогая зарубежная техника с дешевой российской напрямую не конкурирует. И дело даже не в цене, а в качестве продукции и уровне ее сервисного обслуживания.
Впервые в истории российского лизинга компании-лизингополучатели за одно только первое полугодие 2007 года предъявили ошеломляющий спрос на лизинговые услуги. По данным совместного исследования журнала «Финанс» и ассоциации «Рослизинг», рост составил 86%
Одновременно отечественный лизинг опередил по объему зрелые рынки Швеции, Австрии, Нидерландов, Швейцарии, Австралии, а также такие инвестиционно привлекательные рынки, как бразильский, китайский, индийский и турецкий.
«Лизинг корпоративного автотранспорта растет так же бурно, как и продажи автомобилей в России. Это объясняется возрастающим разнообразием и популярностью качественных автомобилей, их ценовой привлекательностью. Последние два года продажи автотранспорта растут темпами, превышающими 50%. Растущая покупательная способность населения и увеличивающиеся бизнес-потребности компаний стимулируют спрос на авторынке», – отметил директор по развитию бизнеса компании Europlan Александр Михайлов.
Из коммерческого автотранспорта, по оценкам экспертов, наиболее востребована в лизинг серийная техника – бортовые грузовые автомобили, седельные тягачи, прицепная техника, прицепы, полуприцепы и автофургоны, автобусы основных марок: Merсedes, Volvo, Scania, MAN, Renault, IVECO, DAF, Hitachi, Komatsu, Bomag, JCB, Case, Caterpillar, Claas, КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ. Причем, по данным агентства маркетинговых исследований «Информанализ», количество грузовиков из стран дальнего зарубежья в России увеличивается ежегодно в полтора-два раза.
«В настоящее время большим спросом у потенциальных клиентов пользуется и строительная техника: самосвалы, автобетоносмесители, автобетононасосы, краны – в связи со все увеличивающимся строительным бумом и растущим спросом на недвижимость», – добавили в лизинговой компании «КамАЗ».
Общероссийские тенденции рынка лизинга особенно отчетливо прослеживаются в регионах мfсштабного строительства, в том числе – в Южном федеральном округе. Например, гендиректор компании «Транзит-Дон» Александр Михайленко в беседе с корреспондентом 161bank.ru заметил: «За год спрос на строительную спецтехнику по лизинговой схеме вырос у нас на 100%».
Перераспределение же спроса специалисты объясняют тем, что лизинговые программы позволяют покупателям не ставить цену техники во главу угла. А качество зарубежного продукта традиционно оказывается выше отечественного. Усугубляют ситуацию, по мнению экспертов, плохая организация и низкое качество сервисного обслуживания российских транспортных средств в отдаленных территориях региона, тогда как западный производитель зачастую требует от дилера высокого уровня постпродажного технического и сервисного обслуживания.
С другой стороны, стоимость, к примеру, одного грейдера европейского производства может в несколько раз превышать цену на аналогичную отечественную машину. Поэтому, считают аналитики, новая иностранная техника, даже с учетом лизинговых программ, с более дешевой российской напрямую не конкурирует.
А рост спроса на импорт, по их мнению, связан, скорее, с тем, что до использования лизингового продукта компании могли себе позволить российские машины и покупали их. Приобретение же высокотехнологичной зарубежной спецтехники откладывалось на неопределенное время, пока не появится «благоприятная возможность». Сегодня это время наступило.