Специальным постановлением правительства России утверждены правила предоставления в 2008-2010 годах субсидий лизинговым компаниям. В частности, предусмотрено возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в отечественных банках на закупку воздушных судов российского производства, с последующей их передачей авиакомпаниям страны по договорам лизинга. Эксперты утверждают, что потребность в государственной финансовой поддержке отечественных авиаторов и лизингодателей достаточно велика, так как кредиты в российских банках – одни из самых дорогих в мире.
Как сообщила пресс-служба правительства РФ, субсидии лизинговым компаниям будут предоставляться ежеквартально. При этом, если на дату последней уплаты процентов по кредиту, полученному в рублях, ставка окажется больше или равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, размер субсидии составит 0,9% ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если меньше, то возмещаться будут 0,9% от суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту.
Если брать взаймы у банка лизинговая компания будет в иностранной валюте, ей также просубсидируют 0,9% от суммы затрат на уплату процентов. Однако сама бюджетная льгота будет предоставлена в рублях, по курсу, установленному ЦБ РФ на дату осуществления затрат. При этом максимальный размер возмещения рассчитывается исходя из ставки по кредиту, полученному в иностранной валюте, в размере 12% годовых.
Как подчеркнули в пресс-службе правительства, субсидии будут начисляться только при условии, что использоваться кредит будет по целевому назначению, а основной долг и проценты по нему – погашаться своевременно. Предоставлением субсидий займется Министерство промышленности и энергетики РФ.
«В сущности, вести дело без сверхприбылей с задолженностью при высоких процентах почти нереально. Поэтому компании среднего звена не могут получать под низкий процент займы за границей, как это делают крупные отечественные корпорации», – прокомментировал ситуацию директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
Его коллега, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что в данном случае размер субсидии нельзя назвать существенным, поскольку ставка рефинансирования в России велика. «Чтобы действительно содействовать авиационному лизингу и отечественному авиастроению необходимо ограничить валютный кредит 6% (то есть, довести субсидию до 50-60% от ставки рефинансирования). Выше этого показателя он не должен подниматься. Именно такая процентная ставка является предельной для выживания и развития нормального предприятия. В противном случае появятся «долговые рабы», набирающие не силы, а новые займы. Итог – поражение на рынке», – высказал мнение г-н Колташов.
Эксперты полагают, что данная правительственная мера укладывается в рамки программы расширения отечественного авиапарка, но и только. О том, что она поможет существенно увеличить число российских самолетов, бороздящих российское же небо, говорить трудно. Для лизинговых компаний и производителей воздушных судов помощь в виде скромного сокращения высокой ставки государственного кредита мало что изменит. Проблема в том, что цена кредита хотя и меньше, чем в частных российских банках, возвращать его и бороться с конкурентами на мировом рынке будет очень трудно – зарубежным компаниям доступны займы в два-три раза дешевле.
Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ