Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Я обещал, что по мере публикации новых ГОСТов, выполнение требований которых автоматически влечет выполнение требований технического регламента «Безопасность автомобильных дорог», буду публиковать новые интересные моменты. Настала пора.
Обращаю внимание, что регламент принят в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, то есть в соответствии с международным договором. Другими словами, по Конституции технический регламент имеет большую юридическую силу, чем ПДД.
Проблема с парковкой на уширении проезжей части возникла в 2015 году, когда в п. 12.2 ПДД были внесены изменения – из первого абзаца было исключено упоминание «местного уширения проезжей части», на котором разрешалось ставить автомобили под углом к краю проезжей части. Отныне в свете п. 12.1 ПДД на дороге автомобили разрешено ставить хоть на обочине, хоть у правового края проезжей части (при отсутствии обочины) исключительно параллельно краю проезжей части.
Ставить автомобиль под углом к краю проезжей части разрешается только при наличии знака «Парковка» с соответствующей табличкой, «если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение».
Зачем понадобилось уточнение «местное уширение» и что оно означает, неподготовленному человеку разобраться сложно. Определения «уширение проезжей части» и «местное уширение проезжей части» в ПДД отсутствуют.
В результате у инспекторов появился повод для развода. Допустим, вы заезжаете в карман перед магазином, поставив автомобиль под углом к дороге, откуда ни возьмись появляется инспектор, который заявляет, что понятия «проезжая часть» и «уширение проезжей части» тождественны, а раз вы встали не параллельно краю проезжей части – гоните штраф.
Обратимся к стандартам, которые регулируют требования к любым объектам в пределах полосы отвода дорог, где упоминается «уширение проезжей части».
В ГОСТ 32846-2014 «Элементы обустройства. Классификация» находим определение: «Площадка для стоянки и остановки транспортных средств: оборудованная площадка или уширение проезжей части для остановки и кратковременной стоянки автомобилей у объектов дорожного сервиса, историко-архитектурных комплексов и других, привлекательных для участников дорожного движения мест с систематической остановкой автомобилей».
По ГОСТ 33062-2014 «Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» площадки для стоянки и остановки делятся на:
площадки отдыха;
площадки обзорные.
Составными частями площадок являются: «столы и скамейки для отдыха и приема пищи, парковками для транспортных средств, туалетами и мусоросборниками». Вы видели когда-нибудь на проезжей части туалет? Таким образом, уширение проезжей части, образующее площадку, – это не проезжая часть.
Кстати, по определению из указанных ГОСТов автостоянки уширением проезжей части образовываться не могут, но они, как и площадки, включают в себя парковки.
Требования к парковкам, а также автостоянкам и площадкам, включающим в себя парковочные места, приведены в упомянутом ГОСТ 33062-2014: «Парковки для любых транспортных средств размечают в виде косых парковочных мест (углы – от 30° до 60° к продольной оси проезда). Границы парковочного места должны быть четкими и различимыми. В особо стесненных условиях для экономии парковочных площадей или повышения безопасности размещения транспортных средств допускается использование продольных парковочных мест… Поперечная постановка легкового транспорта на парковках допускается в исключительных случаях».
Таким образом, уширения проезжей части в пределах полосы отвода дороги могут образовывать за пределами проезжей части площадки с парковками, которые должны иметь в обязательном порядке разметку. А раз есть разметка, то вопросы по нарушению п. 12.2 ПДД отпадают.
Указанный ГОСТ не действует в отношении улиц, которые фигурируют в нормативах по застройке городов наравне с дорогами.
Вариант про уширение проезжей части для улиц находим в определении свода правил «Градостроительство»: «Автостоянки: открытые площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей… Автостоянки могут устраиваться внеуличными (в том числе в виде карманов при расширении проезжей части) либо уличными (на проезжей части, обозначенными разметкой)».
Таким образом, карман как расширение проезжей части расположен за пределами улицы, соответственно, за пределами проезжей части. Особо въедливым: в русском языке слова расширение и уширение – синонимы.
Остается заглянуть в ГОСТ Р 52289-2004: «Знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют:
для обозначения площадок, предназначенных для стоянки транспортных средств;
с одной из табличек 8.6.1-8.6.9 – для обозначения околотротуарных стоянок».
Про площадки мы с вами говорили выше.
Общий итог: любая парковка, находящаяся в полосе отвода дороги или в пределах улицы, должна быть обязательно обозначена разметкой и знаком «Парковка», в том числе если она образована уширением проезжей части. Рассмотри различные случаи:
1. Если табличка «Способ постановки на стоянку» под знаком имеется, то ставим автомобиль по табличке. Здесь нам все равно, превращена ли в стоянку проезжая часть, или речь идет о классической прилегающей территории – табличка снимает все вопросы по нарушению п. 12.2 ПДД.
2. Если знак «Парковка» установлен, но под ним нет таблички «Способ постановки на стоянку», то парковка находится на площадке, то есть за пределами проезжей части – на прилегающей территории, но разметка должна быть обязательно.
3. Если знака и (или) разметки нет, то речь идет о стоянке за пределами полосы отвода дороги или за пределами улицы, то есть в понимании ПДД – тоже прилегающей территории.
На прилегающих территориях в двух последних случаях никто вас за парковку хоть вдоль тротуара, хоть поперек, хоть елочкой, хоть лесенкой не накажет. Только ставьте автомобили так, чтобы автомобиль никакими частями не выступал на проезжую часть. Если хотя бы бампер оказался над проезжей частью, возникает обязанность ставить автомобиль параллельно.
Бывают ли уширения проезжей части для движения, ведь вроде бы о них есть упоминание в 9 разделе ПДД? По ГОСТам уширения проезжей части имеют место в поворотах и на участках сопряжения, то есть в местах со сложными дорожными условиями. И по определению уширение предназначается для обеспечения безопасности движения. В таких местах для остановки создают либо стояночные полосы, либо укрепленную обочину для остановки транспортных средств. Остановка на проезжей части не предполагается.
Перечисленные в п. 9.1 ПДД переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств по ГОСТам – самостоятельные элементы дорог.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора