Меня удивляет, когда водители кидаются рассуждать о дорожном движении, смутно представляя себе, какими законами оно регулируется. Некоторые, например, даже не видят разницы между техническими и административными регламентами. Данная статья – просто для первоначального представления об иерархии законодательства, имеющего отношение к дорожному движению.
Отправная точка, как и в любой другой сфере деятельности, Конституция Российской Федерации. Статья 27 дает право свободно передвигаться по территории России. Один из способов передвижения – автомобиль.
Конституцией гражданам России предоставлено право на свободное получение информации (ч. 4 ст. 29) и право обжалования действий должностных лиц в суде (ч. 2 ст. 46). То есть вы имеете полное право знать, что инспектор должен поступать так, а не иначе, и требовать от него исполнения его обязанностей.
Нередко от инспектора и водителей, которым лень что-либо изучать, можно слышать: «На дороге есть только ПДД, и вас, и нас ничего больше не должно интересовать». Как видим, подобные призывы ведут к нарушению конституционных прав граждан.
Ниже идут международные соглашения, которые являются составной частью правовой системы РФ. Они имеют приоритет над внутренними законами. Для нас самые важные – Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах.
Приняли их в 1968 году. К 1973 году тогда еще в СССР появились Правила дорожного движения, соответствующие Конвенциям. В 1974 году их ратифицировали, в 1978 и в 1977 году соответственно они вступили в силу. С тех пор существенных изменений в ПДД не было.
Противоречия между Конвенциями и ПДД имеются, но как указал Конституционный суд, положения Конвенции: «…направлены на повышение безопасности международного дорожного движения». То есть нормы Конвенции на территории РФ носят рекомендательный характер, и за их нарушение не наказывают.
Конвенции имеют практический интерес. Например, в ПДД сказано, что в России установлено правостороннее движение, а Конвенция расшифровывает, что со встречным автомобилем нужно разъезжаться левыми бортами. И все. Если, например, на пустой дороге, где нет никаких ограничений, вам захотелось ехать по встречной полосе, то запрета на такую вольность не существует. Но когда появляется встречный автомобиль, извольте перестроиться правее середины проезжей части.
Ниже идет Гражданский кодекс РФ, который справедливо называют «второй Конституцией». В нем дано определение договора купли-продажи, в нем заложены основы страхования и возмещения ущерба и так далее.
Нас больше всего интересует часть вторая Гражданского кодекса, в которой упоминается термин «источник повышенной опасности», сокращенно – ИПО. Как указал Верховный суд: «Под источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека». Упрощая, можно сказать, что ИПО в любой момент может выйти из-под контроля человека. И автомобиль – идеальный пример.
В Гражданском кодексе закреплена норма, согласно которой водители обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности (в т.ч. автомобилем), вне зависимости от вины.
Например, темной ночью в темной одежде из темных кустов в неположенном для перехода месте пешеход вываливается под колеса автомобиля. Его вина в ДТП очевидна. Но водитель вне зависимости от вины обязан оплатить нанесенный здоровью пешехода вред. Если пешеход погиб, то оплатить погребение. Если погибший пешеход был единственным кормильцем в семье, то водитель будет содержать его детей до совершеннолетнего возраста. Конечно, «по миру» водителя никто не пустит, судья учтет и вину пешехода, и материальное положение водителя, но освободить от этих выплат полностью по Гражданскому кодексу нельзя.
Наконец, мы добрались до главного закона на дороге – «О безопасности дорожного движения».
Закон в основном декларативный. В нем даны основные термины, повторенные в ПДД. Именно здесь сказано об обязательном наличии водительского удостоверения при управлении автомобилем. В данном законе впервые всплывает название «Правила дорожного движения», про которые сказано, что они устанавливают единый порядок дорожного движения на территории РФ.
Примечательно, что за главной задачей – безопасностью дорожного движения – в законе указана и вторая по значимости задача – увеличение пропускной способности дорог. Правила дорожного движения направлены на решение и второй задачи, если это не снижает безопасность.
Справа и слева на схеме указаны законы, без которых на дороге никак не обойтись.
Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» введена обязательность страхования автогражданской ответственности. Другими словами, если водитель стал виновником ДТП, то возмещение нанесенного ущерба перекладывается на страховую компанию. Если вспомнить пример с темным пешеходом в темное время суток, то погребение пешехода в случае его гибели или возмещение ущерба здоровью берет на себя ОСАГО.
Закон «О техническом осмотре транспортных средств» регулирует порядок проведения технического осмотра транспортных средств. Только после прохождения технического осмотра допускается заключение договора ОСАГО.
В законе «О полиции» для водителей наиболее интересно то, что права полицейского увязаны с занимаемой им должностью. Инспектор ДПС – единственный полицейский из состава ГАИ и полиции вообще, которого можно встретить на дороге в обычной обстановке.
В законе говорится о том, что права, предоставленные сотрудникам полиции, реализуются в порядке, утверждаемом МВД. Порядок обеспечения безопасности дорожного движения содержится в приказе 185, которым утвержден «Административный регламент». Прав у инспектора ДПС много, но соблюдение порядка, закрепленного в «Административном регламенте», обязательно.
ПДД обязаны выполнять все участники дорожного движения. «Не хочешь – заставим». Инструмент принуждения – Кодекс РФ об административных правонарушениях. В нем определяется, за какие именно нарушения какое наказание накладывается на участников дорожного движения, описана процедура привлечения к ответственности и последовательность исполнения наказания.
Аналогичные кодексы имеются в каждом субъекте РФ. По ним, например, наказывают за стоянку на газоне или на месте, отведенном под газон.
Технические регламенты принимаются в соответствии с законом «О техническом регулировании», и выполнение их требований обязательно. Наибольший интерес для водителей представляют два регламента.
Первый – технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В нем прописаны требования ко всем колесным транспортным средствам при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации, в том числе и на территории России.
Второй – технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Он устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
Например, в нем прописаны требования к техническим средствам организации движения, в том числе к знакам, разметке, светофорам и т.д. К документу прилагается «Перечень стандартов», выполнение которых на добровольной основе обеспечивает выполнение требований регламента.
Самый важный для водителей ГОСТ 52289-2004 – Правила применения технических средств организации движения, из которого в ПДД перекочевали знаки, разметка и сигналы светофора. Именно поэтому знаки и разметка в ПДД приведены в качестве приложений.
В самом низу пирамиды законов приведены Правила дорожного движения. Их положения перекликаются с приведенными выше законами.
Например, на дороге водителя имеет право остановить исключительно регулировщик. Если речь идет о регулировщике-полицейском, то в соответствии с законом «О полиции» в обычной обстановке им может быть только сотрудник ДПС. Кстати, понятие «регулировщик» у многих водителей ассоциируется с полицейским, регулирующим очередность проезда на перекрестке. Уточняю, что инспектор ДПС на дороге – тот же самый регулировщик.
Другой пример, табличка «Способ постановки транспортного средства на стоянку». Если на широком тротуаре имеется место для стоянки автомобилей и мотоциклов, не мешающих движению пешеходов, то без каких-либо капвложений появляется возможность увеличить пропускную способность дороги не в ущерб безопасности.
Обо всех перечисленных выше законах вы много раз слышали. Я просто обозначил их место в иерархии. Надеюсь, что мне удалось систематизировать ваши знания.
Конечно, законов и подзаконных актов, имеющих отношение к дорожному движению, гораздо больше – их порядка 1000. Приведенные в статье законы, пожалуй, самые главные, которые необходимы водителю в повседневной жизни.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора