Необычный законопроект предложил первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. Политик предлагает выдавать права начиная с 16 лет. Однако есть оговорка – несовершеннолетний сможет управлять автомобилем только в присутствии взрослого, более опытного водителя.
Согласно действующему законодательству, права в России выдаются с 18 лет, однако проходить обучение в автошколе подростки могут уже с 16 лет. Но, получив в этом возрасте свидетельство об окончании автошколы, сдать экзамен в ГИБДД по закону разрешается только в 18 лет. При этом за два года многие подростки утрачивают навыки вождения, что потом может приводить к плачевным результатам.
Депутат Олег Смолин предлагает на законодательном уровне закрепить юношеские водительские права, чтобы подростки к 18 годам уже имели достаточный опыт управления автомобилем. Как считает сам парламентарий, ничего громкого в этом законопроекте нет. Сегодня в автошколах молодые люди могут обучаться с 16 лет, однако сдавать экзамен в ГИБДД – лишь по достижении совершеннолетия. Смолин опасается, что за эти два года перерыва подросток забывает все полученные знания. Поэтому их просто необходимо закреплять на практике.
По сути, Олег Смолин предлагает вернуть институт юношеских водительских удостоверений, который существовал еще в СССР. Политик предлагает внести поправки в статью 26 «Условия получения права на управление транспортными средствами» закона «О безопасности дорожного движения». Согласно предлагаемому законопроекту, право на управление транспортными средствами категорий А, В, С и подкатегорий В1, С1 будет предоставлено лицам, достигшим 16-летнего возраста (с учетом ограничений). При этом российские национальные водительские удостоверения по-прежнему будут выдаваться по достижении 18-летнего возраста.
Однако не все разделяют идею политика Смолина. Специалисты считают, что в 16 лет даже в присутствие взрослого подросткам рано доверять автомобиль. «Подростки ведут себя более эмоционально, чем взрослые. Соответственно, в сложной дорожной ситуации подросток может неправильно оценить обстановку и попасть в ДТП», – считает детский психолог Анна Шатохина.
Есть и другие сложности, которые могут возникнуть при выдаче прав подросткам. «Сейчас по закону за нарушения правил дорожного движения не всегда можно привлечь несовершеннолетнего к ответственности, поэтому в законе необходимо прописать ответственность сопровождающего лица. Кроме того, необходимо автомобиль, которым управляет подросток, оборудовать какими-то опознавательными знаками, чтобы другие участники дорожного движения были осторожны, приближаясь к такой машине», – говорит автоюрист Михаил Езерский.
Конечно, законопроект интересный, к тому же аналогичная система уже пару лет успешно действует у немцев. Но нужно отчетливо понимать, что ситуация на дорогах в России кардинально отличается от Германии. И что такие новшества только повысят аварийность и подвергнут большой опасности других участников движения. Парламентарий намерен продолжать работать над проектом. Можно ожидать, что законопроект будет внесен на рассмотрение Госдумы до конца года.