Уже с 1 июля неправильная тонировка может обернуться для автовладельца потерей номеров – сотрудники ГИБДД будут иметь возможность изымать их в административном порядке до устранения выявленных недостатков. Постараемся помочь собственникам избежать неприятностей с помощью нехитрых советов. Для уже «затемненных» и для тех, кто только собирается этим заняться.
Какие виды тонировки существуют?
Существуют три вида тонировки. Первый вариант – напыление тонкого слоя металла или полимера на внутреннюю сторону стекла. Второй – оклеивание стекла изнутри цветными пленками. И третий – это съемная тонировка.
Когда лучше тонировать автомобиль?
Эксперты советуют пленкой тонировать автомобиль летом и настоятельно не рекомендуют этого делать в морозы, поскольку на стеклах могут остаться разводы, и пленку придется переклеивать.
Можно ли самому затонировать машину?
Если вы собираетесь наклеить на стекла пленку, вполне реально справиться своими силами, хоть это и потребует определенных навыков. Метод напыления, к примеру, потребует еще и специального оборудования. Кроме того, тонируя машину самостоятельно, владелец должен помнить о ГОСТе: согласно техрегламенту о безопасности колесных транспортных средств, светопропускаемость лобового стекла и передних боковых – не менее 70%. Стекла автомобиля не должны искажать белый, желтый, красный, зеленый и голубой цвета, максимальная ширина затеняющей полоски на лобовом стекле не должна превышать 14 сантиметров.
Можно ли тонировать заднее стекло?
К светопропускаемости заднего стекла закон не имеет никаких требований: его можно затонировать наглухо.
В стандарте сказано, что тонировка нормируется только для лобового и боковых стекол, что у вас с задними стеклами – никого не волнует.
Может ли инспектор проверять тонировку на глаз?
Инспектор ГИБДД не имеет права вас оштрафовать, замерив светопропускную способность стекол на глаз. Для измерения светопропускаемости инспектор должен воспользоваться специальным прибором – тауметром, и только на основании показаний прибора выписывать штраф. Такие приборы чаше всего бывают только на постах ДПС.
Условия, при которых проходит проверка светопропускаемости стекла, должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции прибора. Так, инспекторы не могут просвечивать грязные стекла и заниматься этим в дождливую погоду или в сильный мороз.
Также тауметры дают неверные показания зимой при температуре менее -5 градусов.
Какая мера предусмотрена законом за избыточную тонировку?
Штраф на сегодняшний день составляет 500 рублей. Избежать наказания можно, сняв пленку на месте.
Но в госавтоинспекции подчеркивают, что злостных нарушителей вполне могут подвергнуть административному аресту. А с 1 июля 2012 года в России вступают в силу изменения в КоАП. Согласно новому закону, сотрудники ГИБДД получат разрешение снимать номера с тонированных авто.
Отметим, что среди прочих изменений в техническом регламенте была установлена новая норма светопропускания стекол. Процитируем приложение 5 регламента:
3.5.2. Светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 процентов.
Для боковых стекол автомобилей норма светопропускания не изменилась, а вот для лобового она была чуть смягчена (с 75 до 70 процентов), т.е. теперь можно сделать переднее стекло автомобиля менее прозрачным, т.е. более тонированным.
Кто и где может проверять тонировку автомобиля?
Тонировку может проверять только сотрудник технического надзора и только на стационарном посту!
Однако на практике все оказалось не совсем так. Недавно на официальном сайте ГИБДД появилось следующее разъяснение:
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 26.8 и пунктом 6 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ возбуждать дела, применять технические средства измерения и выносить постановления по данному составу правонарушения имеют право все сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание.
Таким образом, новые правила проверки тонировки 2012 года позволяют проверить тонировку может не только сотруднику технического надзора, но и любому другому сотруднику ГИБДД, имеющему специальное звание.
Чтобы исключить вопросы по поводу того, что такое специальное звание, посмотрите ст. 26 федерального закона «О полиции». Там перечислены все имеющиеся звания: от рядового до генерала.
Таким образом, если на стекла автомобиля все же нанесена тонировка, закон «О полиции» позволяет измерить светопропускание абсолютно любому полицейскому! Ну а ГИБДД в настоящее время является подразделением полиции.
Итак, любой сотрудник ДПС может проверять степень светопропускания стекол автомобиля. Однако для многих водителей открытым остается вопрос о том, где сотрудник ГИБДД может это сделать?
В этом вопросе за последнее время абсолютно ничего не изменилось, и степень светопропускания может проверяться только(!) на стационарных постах.
Нужно ли ехать на пост для проверки светопропускания?
Допустим, вас остановил сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание, и предложил вам проверить степень светопропускания стекол вашего автомобиля.
Поскольку вы теперь в этом вопросе достаточно подкованы, то, конечно же, не согласились на такой беспредел. Ну а поскольку автомобиль ваш был наглухо затонирован, то сотрудник ГИБДД все же считает, что вы именно его клиент, и предлагает вместе с ним проехать на стационарный пост, чтобы там по всем правилам проверить вашу тонировку на соответствие требованиям техрегламента.
Казалось бы, от такого предложения не стоит отказываться. Ведь второй раз сотрудник ГИБДД может и не предложить совершить совместную прогулку.
На самом деле, ехать на стационарный пост для проверки тонировки не обязательно, т.к. для того чтобы на законных основаниях это сделать, сотрудник ГИБДД должен выполнить административное задержание.
Если рассмотреть часть 1 статьи 27.3 кодекса об административных правонарушениях:
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Становится понятно, что для выявления правонарушения административное задержание использоваться не может.
Что касается административной процедуры «Задержание транспортного средства», предусмотренной административным регламентом ГИБДД, то она может проводиться только после выявления административного правонарушения, а не до него.
Единственный вывод, который можно сделать из всего вышеперечисленного – на стационарный пост для проверки тонировки ехать не нужно.
Вот такие казусы нынешнего законодательства. И нужно их использовать с личной пользой в любых обстоятельствах. При этом помнить, что незнание законов не освобождает от ответственности.