Модификации автомобилей с автоматическими коробками передач все больше и больше набирают популярность. Мы предлагаем вашему вниманию несколько профессиональных советов по эксплуатации «автоматов». Особенно они пригодятся тем, кто приобрел свое «чадо» на вторичном рынке.
1. Как проверить уровень масла в «автомате»?
Для большинства автомобилей уровень масла (ATF) в автоматической коробке передач (АКП) проверяется при работающем двигателе и установке рычага выбора диапазона (РВД) в положение «P». На щупе для измерения масла в АКП, как правило, имеется несколько меток. Две верхние, а иногда и единственные, соответствуют нормальному уровню масла, прогретого до рабочей температуры (90°С). Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью Hot. Для того чтобы масло в АКП прогрелось до рабочей температуры, необходимо проехать километров 15-20. После прогрева масла в АКП установите автомобиль на ровной, горизонтальной площадке. Вытащите щуп из АКП и насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно до упора и вновь извлеките. Самое нижнее сухое место на щупе и будет соответствовать уровню масла в «автомате». Иногда на щупе есть еще и нижние метки, соответствующие уровню холодного «движка». Эта метка предназначена для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены. Окончательно уровень все равно, следует проверять после прогрева масла.
Часто на щупе бывает написано, в каком положении РВД следует проверять уровень и тип используемого масла. Есть и особый случай – автомобили Honda и Acura. У них уровень проверяется также после достижения маслом рабочей температуры, но при заглушенном двигателе. Есть АКП, в которых проводятся аналогичные манипуляции при установке РВД в положение N. Так, например, переднеприводные коробки Mitsubishi (не путать с авто!) можно встретить на автомобилях Chrysler и наоборот. Если у вас автомобиль Hyundai, то уровень масла в АКП следует проверять в положение РВД N. Для определения типа коробки, установленной на вашем автомобиле, можно воспользоваться следующим способом. АКП фирмы Aisin Warner имеет поддон прямоугольной формы, щуповая труба приварена прямо к поддону сбоку, а в задней части поддона имеется сливная пробка. Автоматические коробки фирмы Chrysler имеют почти квадратный поддон, щуповая труба установлена в картере и сливной пробки нет.
Проверку уровня масла в АКП автомобилей VW, Audi следует проводить при установке РВД в положение N. В некоторых АКП вместо щупа в картере имеется контрольная пробка. Неудобство этого заключается в том, что для проверки масла нужно ставить автомобиль на «яму» или поднимать на подъемнике. Но есть и преимущество: никогда не перельете масла в АКП, что весьма важно. Такие пробки имеют АКП фирмы ZF, которыми, как правило, оборудуются автомобили BMW. Причем на BMW с пятискоростными коробками эта же пробка служит и для заливки масла. В целях безопасности контроль уровня в этом случае производится при чуть теплом масле. Это – европейская мода. На «американцах» такая процедура проверки уровня встречалась только в модификации «автомата» 4T40E. Следует отметить, что имеются АКП, у которых вообще не предусмотрено никаких устройств для определения уровня. Это трансмиссия Mercedes 722.6. Дело в том, что емкость, куда заливается масло для АКП, соединена с масляным поддоном через перепускной клапан, назначение которого поддерживать требуемый объем масла в поддоне. Поэтому уровень здесь не играет такого значения, как для других трансмиссий.
2. Чем опасны заниженный или завышенный уровень масла в АКП?
Слишком низкий уровень ATF опасен тем, что насос вместе с маслом начинает захватывать воздух. В результате образуется воздушно- масляная «эмульсия», которая хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Масло теряет важнейшие из своих свойств и становится сжимаемым. Следствием этого будут снижение давления в системе управления, плохой отвод тепла из АКП, ухудшение смазки трущихся элементов. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКП быстро выведет коробку из строя. Однако не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с пенящимся маслом, которое представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками воздуха. Вспенивание масла увеличивают его объем, поэтому при проверке уровня он кажется завышенным. В этом случае следует заглушить двигатель, дать отстояться маслу в течение некоторого времени, и затем, не заводя двигатель, проверить уровень масла. Если щуп окажется совсем сухой, то можно смело долить литр, а то и два. Как в случае заниженного уровня масла, так и в случае завышенного уровня вспенивание приводит к увеличению его объема, и, как следствие этого, к его выбросу через сапун коробки передач. Заглянув под машину, можно часто увидеть там, что вся коробка в масле. Вот случай из практики. Ford Explorer приехал на диагностику с жалобой на то, что с уровнем творится что-то непонятное. Уровень-то есть, то нет, а АКП вся в масле. В беседе с клиентом выяснилось, что щуп был утерян и заменен новым, заказанным по VIN у дилера. При сравнении щупа и щуповой трубы оказалось, что щуп гораздо короче трубы. Уровень ATF находился как раз на уровне оси коробки. (Обычно уровень находится примерно вровень с прокладкой поддона). Таким образом, жалоба клиента были вызвана слишком высоким уровнем ATF в «автомате».
3. Как определить, что залито в АКП, и какое масло использовать при его замене?
Трансмиссионные масла отличаются как цветом, так и запахом. Есть светло-желтые масла, а есть красных оттенков (от светлого Castrol до насыщенного красного Elf). Следует сразу сказать, что цвет масла определяется только красителем, который добавляется в него, чтобы можно было отличить масло для АКП от других масел, используемых в автомобиле. Больше ничего цвет масла не определяет. Кроме того, через небольшой отрезок времени работы любое масло приобретает прозрачно-коричневый цвет. Учитывая то, что при замене масла обновляется далеко не весь его объем, а также то, что в процессе эксплуатации цвет и запах масла меняются, определить его марку практически, невозможно, даже если оно менялось недавно. Необходима хотя бы однократная, а лучше двукратная замена масла (в случае отсутствия серьезных проблем в работе АКП). Использовать следует то масло, которое оговорено в инструкции по эксплуатации автомобиля. Бывает, что тип рекомендованного масла указывается еще и на щупе. Кроме того, производители масел выпускают плакаты и альбомы (их можно найти в специализированных магазинах) с перечнем марок автомобилей и рекомендованных масел, как моторных, так и трансмиссионных.
Обычно инструкция по эксплуатации рекомендует использовать вполне определенный тип масла. Наверное, этому есть не только техническое, но и коммерческое обоснование. К примеру, Mobil не рекомендует смешивать разные типы масел, даже собственного производства. А вот цитата с флакона Mobil Synthetic ATF: Compatible with conventional ATF fluids (совместимо с обычными маслами для автоматических коробок передач).
Если дело касается замены масла в двигателе, алгоритм прост. Едем в солидный магазин, выбираем производителя масла (по одному нам известному критерию). Из всего ассортимента выбираем продукт для бензиновых или дизельных двигателей, выбираем класс масла по API (чтоб не ниже, чем в инструкции по эксплуатации) и желаемую вязкость по SAE. Все.
Почему, если дело касается трансмиссии, мы начинаем, не щадя времени и денег, искать зеленое масло? Не из-за того ли, что АКП более экзотичный агрегат, чем двигатель? Опыт ремонта нескольких тысяч автоматических трансмиссий говорит о том, что причины поломок более прозаичны, чем смешение различных типов масел при его замене. Первостепенное значение имеют условия эксплуатации трансмиссии, и даже самая дорогая синтетика не поможет, если они нарушаются.
4. Как часто следует менять масло в АКП?
Во многих современных «автоматах» замена масла вообще не требуется: оно залито на весь срок его службы. Во всех остальных случаях срок замены масла зависит от типа «автомата». Обычно, при нормальных условиях эксплуатации, рекомендуется его менять через 70 тысяч километров пробега автомобиля (либо через два года), и через 25 тысяч километров (либо через год), если условия эксплуатации отличны от нормальных (жаркий климат, холодный климат, эксплуатация в условиях мегаполиса, постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т. п.). В некоторых дорогих моделях (например, BMW 750) по инструкции замена масла не предусмотрена. Но независимо ни от чего регулярно (один раз в неделю) проверяйте качество масла в АКП. Придерживаться установленных сроков замены следует, если в процессе эксплуатации не происходит значительного изменения качества масла или Вы не попадали в сложные условия движения (застряли, долго буксировали другой автомобиль и т. п.). В случае потемнения масла и (или) приобретения им горелого запаха необходимо его заменить, не дожидаясь планового срока. Но не всегда замена горелого масла может спасти положение. Чаще всего в этих случаях требуется капитальный ремонт АКП.