Водителям, ставшим виновниками ДТП со смертельным исходом, могут перекрыть единственную возможность избежать уголовной ответственности. Депутаты Госдумы будущего созыва могут законодательно запретить «убийцам за рулем» мириться с родственниками жертвы. С такой инициативой выступает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Лысаков – кандидат в депутаты от «Единой России», попавший в предвыборные списки по квоте «Общероссийского народного фронта». Он подготовил поправки в УК и УПК, запрещающие «убийцам за рулем» избегать уголовной ответственности путем примирения с родственниками погибших, и в случае получения мандата намерен внести соответствующий законопроект сразу после нового года, сообщает РБК daily.
Изменения предлагаются в ст. 75-76 Уголовного кодекса. Эти две статьи плюс ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса предусматривают освобождение от уголовной ответственности лица, причинившего вред в ходе ДТП вплоть до смертельного исхода, если произошло примирение потерпевшей и виновной сторон. В соответствии с ними человек, виновный в гибели людей, договорившись или, как правило, заплатив родственникам погибших, получает возможность избежать суда.
По словам Лысакова, только сам пострадавший вправе оценить степень тяжести вины человека, повинного в этом, но никак не его родственники. «У нас же получается так: человек погибает, а родственники прощают убийц. Но не все знают, что в рамках гражданско-правовых отношений любой человек может предъявить иск к виновному в гибели его родственника. И тогда водитель и понесет заслуженное наказание, и заплатит родственникам жертв», – рассказал газете автор поправок.
Лысаков апеллирует к многочисленным случаям из собственной практики, когда родственники жертв ДТП, согласившиеся на примирение получали гораздо меньшие деньги чем те, кто не пошел на мировую и подал в суд иск о возмещении ущерба.
«Это асоциальная норма, ее нужно корректировать, оставив возможность для примирения только жертвам ДТП, оставшимся в живых. Они сами должны принимать это решение, а никак не их родственники», – резюмирует Вячеслав Лысаков.Автоэксперты и сами водители считают, что в этом вопросе не все так однозначно.
«Зачастую человек при жизни никому не нужен, а когда погибает, сразу появляются какие-то родственники, которые начинают вымогать деньги у виновника аварии. Это никак не касается вопросов перевоспитания, наказания и справедливости», – отмечает автоюрист Сергей Радько.
«Бывают ведь совсем печальные случаи, когда погибает вся семья. А потом дальние родственники дяди и тети из других городов договариваются с убийцами ДТП за определенную компенсацию», – заявила исполнительный директор ростовского регионального отделения «Движения за права человека» Ольга Погуляй.
По ее словам, инициатива Лысакова целесообразна. «Дела «убийц на дорогах» должны рассматриваться не как случаи частного обвинения, а как случаи частно-публичного обвинения, где обвиняющей стороной выступает не только родственник пострадавшего, но и прокурор и в целом потенциальные жертвы беспредела на дорогах», – заявила она.
«Не все так однозначно в этой вопросе. Бывает так, что ДТП было невозможно предотвратить. Нередко погибшие попадают под колеса по собственной неосторожности», – считает водитель-дальнобойщик Сергей Антонов. Погибшего человека уже не вернуть, а водителю могут всю жизнь сломать», – резюмирует он.
Кроме того, правильно ли запретить человеку искренне прощать?
Директор и преподаватель одной из ростовских автошкол Мирим Магомедов вместо комментария предпочел рассказать случай из личной практики. В прошлом году один из выпускников автошколы насмерть сбил старушку, перебегавшую дорогу в неположенном месте.
«Парень с ужасом в глазах прибежал ко мне за советом, – вспоминает преподаватель. – Я ему сказал, что первым делом нужно похоронить бабушку и попросить прощения у родственников».
Ученик взял на себя все расходы на похороны, всячески помогал родственникам погибшей. После похорон сын погибшей бабушки сам подошел к виновнику аварии и сказал: «Я вижу, что ты хороший парень, я не хочу, чтобы тебя посадили». «Заявление о том, что сын погибшей не имеет никаких претензий к водителю сбившего ее автомобиля, написали прямо на салфетке после поминок», – вспоминает Мирим Магомедов.
За семь месяцев 2011 года в России произошло 100 953 ДТП с участием водителей и пешеходов. В этих авариях погибло 13 233 человека и было ранено 128 016 человек. «Львиная доля этих аварий, порядка 86%, происходит по вине водителей», – заявил начальник управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГОУБДД МВД Владимир Шевченко. Чаще всего причинами трагедии становятся несоблюдение скоростного режима и несоблюдение очередности прохождения перекрестков.