Российские власти намерены добиваться более широкого распространения на дорогах страны автомобилей, работающих на электричестве. В стране планируют ввести льготы для владельцев таких машин: отменить транспортный налог, НДС, снизить на 30% таможенные пошлины. Стоит ли овчинка выделки?
Экология сегодня – один из модных мировых трендов. Производители товаров не устают выпускать экологически чистые новинки. Не отстают от планеты всей и автопроизводители. Гибридные авто, когда в связке с электромотором работает обычный двигатель внутреннего сгорания, мало-помалу начинают устаревать, их намерены сменить электрокары.
В России также неожиданно проявили интерес к электромобилям. Переговоры о снижении пошлин с российскими властями ведет сегодня компания «Рольф-Импорт», официальный дистрибьютор Mitsubishi в нашей стране. В Минпромторге считают, что идея в целом неплоха, однако для ее воплощения необходимо время, поскольку нужно вносить изменения в действующее законодательство. Тем временем «Рольф-Импорт» уже договорился об отмене транспортного налога для владельцев электрических автомобилей с властями Калужской области.
На днях в процесс «электрификации» всей страны вмешался и российский офис Renault. Французы, которые намерены начать продажи своих электромобилей в РФ уже в следующем году, намерены предложить властям Москвы обнулить транспортный налог на электромобили, рассказал глава «Renault Россия» Бруно Анселен. Однако президент альянса Renault-Nissan Карлос Гонт тут же сделал не самый благоприятный прогноз: по его мнению, без господдержки Россия не станет «электромобильной» державой.
«Во-первых, Россия добывает много нефти, во-вторых, Россия – очень большая страна, в-третьих, в России пока никто не стимулирует развитие рынка гибридов и электромобилей. По этим причинам я не думаю, что Россия будет в первых рядах в том, что касается электромобилей и гибридов», – приводит его слова «Автостат».
Российские власти тем временем заявляют, что идею распространения электромобилей вполне разделяют. Так, чиновники уже сообщали, что сейчас готовится программа строительства сети заправочных станций для машин на батарейках. Уже в этом году в Москве должны быть построены и введены в эксплуатацию 28 станций.
Первый серийный электрокар, представленный в России – это Mitsubishi i-MiEV, оснащенный мотором мощностью 49 кВт (63 л.с.). Как утверждают производители, одного заряда хватит на 150 километров. Однако автомобилисты, которым удалось протестировать машинку, говорят, что на объем заряда батарейки влияет работа кондиционера и аудиосистемы. Причем энергию эти дополнительные опции потребляют в больших количествах.
Стоимость такого электромобиля среднестатистическому россиянину покажется запредельной. Просят за него 1,8 миллиона рублей. Тем не менее, производитель делает большие ставки на Россию. «Вывод i-MiEV на российский рынок позволит компании создать абсолютно новый сегмент на рынке, сделает бренд Mitsubishi еще более надежным, технологически продвинутым и экологичным, расширив круг клиентов марки. И мы искренне надеемся, что покупатели смогут оценить и почувствовать привлекательность и очарование Mitsubishi i-MiEV, заключенные в инновационном автомобиле», – заявил журналистам главный исполнительный директор «Рольф-Импорт» Андрей Панков.
Другие автопроизводители также не отстают от последних тенденций. Так, Renault анонсировал старт европейских продаж экологически чистых версий фургона Kangoo Express Z.E. и седана Fluence Z.E. Пометка Z.E. в названиях электрокаров расшифровывается как Zero Emissions – «нулевые выбросы». Двигатель Fluence развивает мощность до 95 лошадиных сил, с максимальным крутящим моментом в 226 Нм. Запас хода в комбинированном цикле составляет 185 километров, а максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 135 километров в час. В Европе электрокар будет стоить от 21 тысячи 300 евро до 26 тысяч евро без учета стоимости аккумулятора.
Кстати, аккумулятор стоит очень даже недешево. Поэтому, по мнению специалистов, маловероятно, что Россия станет «электромобильной» страной. Отмена транспортного налога, который, в сущности, не так велик, вряд ли привлечет толпы покупателей.
К тому же пока все зарядные станции для машин на батарейках в России есть только на бумаге. Впрочем, как следует из инструкции к электрокарам, их можно заряжать из обыкновенной розетки 220V. Правда, зарядка в этом случае займет больше времени – от трех до шести часов вместо 15–40 минут. Если подсчитывать выгоду чисто теоретически, то аппетиты электромобиля обойдутся водителю в пять раз дешевле, чем запросы бензинового двигателя. Специалисты приводят такие цифры: пробег в четыре тысячи километров обойдется автомобилистам в 1750 рублей, аналогичный пробег на бензиновом автомобиле встанет уже в 9320 рублей.
Как и обычный авто, электрокар требует внимания и ухода. Нужно будет заменять электродвигатель постоянного тока и аккумуляторный блок. Говоря в целом, большинство экспертов оценивает ближайшие перспективы российского рынка электромобилей с изрядной долей скептицизма.
«Время электромобилей в России пока не пришло и не придет еще очень долго, – считает автомобильный журналист Артем Краснов. – Электромобили очень дороги, скажем, Mitsubishi i-Miev стоит в Европе более 30 тысяч евро, в России его продают за сумму около двух миллионов рублей. А ведь это хетчбэк А-класса, размером с «Матиз». Нужно быть не просто фанатом электромобилей, а очень богатым фанатом, чтобы купить такое чудо. Электромобили пока непрактичны: пробег 80–160 километров на одной зарядке, быть может, достаточен для жителя мегаполиса в Европе, но не для средней российской семьи с ее садами, родственниками, магазинами стройматериалов. Банально нет инфраструктуры для зарядки электромобиля – разве что жители первых этажей могут кинуть розетку из окна, да и то только летом. Большой вопрос – пригодность электромобилей к эксплуатации зимой, потому что многие типы батарей снижают свою емкость при понижении температуры».
Еще одна проблема, актуальная для России, – утилизация аккумуляторов. Не получится ли так, что, с одной стороны, мы радеем за экологию и снижаем выброс вредных веществ в атмосферу, а с другой – выбрасывая на свалку аккумуляторы, будем по-другому вредить окружающей среде – через почву? Тяжелые металлы и кислоты потом попадут в подземные реки, и мы это будем пить... Ситуация схожа с энергосберегающими лампами – бросили клич, а про утилизацию не подумали. Как будет обстоять дело с утилизацией аккумуляторов в электромобилях, пока так и непонятно.
Оптимизма не добавляют и расчеты экспертов. Как недавно выяснила Британская ассоциация по аренде транспорта (BVRLA), электромобиль – дело весьма недешевое, несмотря на заверения производителей. Эксперты сравнили стоимость владения Nissan Leaf и обычным дизельным Volkswagen Golf BlueMotion 1.6 TDI: в итоге оказалось, что за три года эксплуатации Leaf «съест» на восемь тысяч долларов больше. Даже с учетом гранта правительства Великобритании – все владельцы электрокаров при приобретении получают скидку в эти самые восемь тысяч. Причина дороговизны – в изначально высокой стоимости экологически чистого авто. К слову, высокую стоимость в качестве причины для того, чтобы не планировать серийное производство собственных электромобилей, назвали на «АвтоВАЗе».
«Соображения простые. Собственной компонентной базы у нас нет, и тогда все компоненты покупные. Это очень дорого и для конечного потребителя абсолютно не покупаемо», – заявил в одном из интервью вице-президент по техническому развитию ОАО «АвтоВАЗ» Евгений Шмелев.