Ростов, как и сотни других городов, рискует остаться без автошкол. Благие намерения законодателей – сделать процесс обучения водителей более качественным, могут, как всегда, привести простых людей в ад дефицита, очередей и нового витка коррупции.
Эксперты недоуменно пожимают плечами – кому это было нужно? Ну увидели наши доблестные законодатели, как работают за границей автоматизированные автодромы, но зачем шашку-то наголо? А в распоряжении Правительства, опубликованного на днях в «Российской газете», сказано прямо: нет автодрома с автоматизированной системой и комплексами аудиовидеонаблюдения для приема практического экзамена – нет аккредитации. По мнению тех, кто это придумал, такие супероснащенные автодромы максимально имитируют условия городских дорог и позволят начинающему водителю обзавестись нужными навыками, прежде чем выехать на реальную оживленную магистраль.
Цена вопроса более-менее понятна. По данным из различных источников, стоимость такого автодрома начинается от 50 млн рублей и заканчивается вместе с воображением покупателя. Правда портрет покупателя пока виден не очень отчетливо. Руководители сразу нескольких автошкол Ростова отказались обсуждать нововведение с журналистами, сказав, что еще только обдумывают, что сказать. Оно и понятно: от таких инициатив можно запросто потерять дар речи.
Эксперты автомобильной отрасли видят в новых правилах игры на рынке автообучения очередное проявление близорукости чиновников и явную попытку создать видимость бурной деятельности на фоне весьма печальной статистики. Россия, нехотя пристегнувшись ремнями безопасности, хоть и откатилась от вопиющих 33 тысяч смертей в ДТП, но до уровня развитых стран нам еще ехать и ехать. И тут: президент сказал «Надо!» бороться с аварийностью на дорогах – бюрократы ответили «Есть!».
«Удаленность от реальности заставляет чиновников совершать крайне непродуманные шаги и делать совершенно неадекватные заявления, – возмущен инициативой председатель объединения «Автоюрист» Евгений Шельмин. – Совершенно понятно, что проблема не в автошколе! Не в том, как человека учили, а в том, как и чему вообще он научился! Можно сделать обучение и год и два, а толку все равно не будет! Сколько бы не накатал ученик часов все равно он будет "теряться" на дороге достаточно долго, и здесь никакой автодром не поможет, как бы он ни был приближен к реальным городским условиям».
Автомобилист со стажем Игорь Близнец согласен с экспертом. «Научиться ездить по нашим дорогам можно только на наших дорогах, – поясняет он. – Тем более в Ростове, где манера езды водителей несравнимо более агрессивная, чем в других городах. Автодром тренирует базовые инстинкты водителя, вырабатывает нужные рефлексы. Но он вряд ли научит, как вести себя, когда рядом появляется бешеная маршрутка, например. Или малолетний скутерист вдруг из правого ряда начинает щемиться влево».
Остается только добавить, что никакой автодром не научит водителя не садиться за руль пьяным и не злоупотреблять мощностью двигателей.
Радует то, что аккредитация автошкол только начинается. До нового года они будут исправно работать и обучать. Что дальше – непонятно. Если различные школы не объединятся и вскладчину не организуют требуемую площадку, чтобы катать там своих учеников по очереди, вполне возможно, что получение водительских прав в стране перейдет в категорию услуг исключительной сложности. А там – рукой подать до дефицита, многолетних очередей и… очередного витка коррупции. Впрочем, кто знает, может быть, все так и было задумано.