Судьба «сухого закона» для автовладельцев России решена: законопроект, отменяющий пресловутые 0,3 промилле, прошел все стадии рассмотрения. Его одобрили депутаты Госдумы, Совет Федерации, далее документ поступает на подпись президента России. Однако дискуссии вокруг алкоголя за рулем продолжаются. Отберут ли права за квас, и почему лучше не отказываться от освидетельствования, а также о других аспектах применения нормы и.о. начальника УГИБДД ГУВД по Ростовской области Олег Лапшин.
– Олег Леонидович, насколько необходимо снова вводить «сухой закон» для водителей?
– Вы наверняка заметили, что очень много изменений в последние годы в КоАП в сторону именно ужесточения принято. Потому что борьба, которая происходит на дорогах, должна быть двусторонней. Не только профилактировать и предупреждать нужно. Участник дорожного движения должен адекватно понимать, что ему предстоит отвечать за те или иные нарушения правил дорожного движения, нести ответственность за свой проступок. Одна из таких законодательных инициатив – это принятое решение о полной отмене 0,3 промилле. Мы, конечно, знаем, что алкоголь вообще и раньше нельзя было употреблять и садиться за руль, но после серии резонансных ДТП президент России внес соответствующие поправки, и они одобрены.
Добавлю, что после ужесточения КоАП по потреблению алкоголя у нас резко снизилась выявляемость таких правонарушений. Водители, судя по всему, стали сознавать, что штрафа за это больше нет, а есть только одна санкция – лишение прав. То есть, человек задумался, а тот, у кого автомобиль является источником дохода, реально понимает, что при выявлении его в состоянии алкогольного опьянения он будет лишен права управления на полтора-два года и потеряет какие-то свои доходы.
– Как часто в Ростовской области водители садятся за руль пьяными?
– Более четырех тысяч за полгода мы выявили случаев вождения в нетрезвом виде. И подчеркну, что все 100% водителей лишены прав. В этом случае у суда есть только одна вилка: лишать прав на полтора или два года.
– Основной довод противников «сухого закона» – это употребление напитков, которые содержат небольшое количество алкоголя – кваса, кефира, либо же медикаментов...
– Я могу сказать, что все высказывания правозащитников о том, что кто-то лекарства принимает, кто-то квас пьет, все это – выдумки и не соответствует действительности. Алкотестеры определяют именно пары алкоголя. Квас и прочее соответственно таких паров не имеют.
– А возможно ли в Ростове провести независимую экспертизу, если водитель не согласен с результатами «официальной»? Где и как это можно сделать?
– Процедура вообще такая. Если сотрудниками ДПС выявляется факт употребления алкоголя, то водителю могут предложить пройти процедуру освидетельствования на месте. Есть для этого специальное оборудование, алкотестеры. Они имеют государственную поверку, сертификацию. Если водитель отказывается пройти освидетельствование на месте, его вправе привезти в лечебное учреждение, где он пройдет это обследование. Повторная, независимая, экспертиза, как правило, проводится платно. Но вы прекрасно понимаете, что порядка 0,2 промилле в час выходит из организма. То есть, если человек через четыре часа сделал повторное исследование, то экспертиза не покажет то состояние, в котором он находился на момент управления автомобилем.
Естественно, вы понимаете, что если участник движения вообще уклоняется от освидетельствования, то это также является основанием для лишения его прав. То есть, в случае, если водитель за собой не чувствует никакой вины и от экспертиз отказывается, то составляется соответствующий материал и направляется в суд для принятия решения.
– Не так давно появилась информация о наркотестерах, которые также поступят на вооружение сотрудников ГИБДД. Каким образом сегодня ведется выявление водителей в состоянии наркотического опьянения? Можно ли провести эти тесты на месте?
– Здесь дело в том, что сегодня у нас экспертизу на алкоголь можно пройти либо с помощью алкотестеров, либо в лечебном учреждении, а анализ на содержание наркотиков – только в лечебном учреждении. Это проводится спектральный анализ, результаты появляются не сразу. Для нас главная сложность в том, что если признаки алкогольного опьянения видны сразу, это характерный запах, особенности поведения, неустойчивая походка, то при употреблении наркотических препаратов невозможно четко определить, что с человеком.
Тем не менее, такие случаи есть. Из общего числа остановленных в состоянии опьянения на случаи опьянения наркотического приходится порядка 10%. Все водители также лишены прав.
– Ряд политиков, в их числе и президент Чечни Рамзан Кадыров, уже выступили за еще большее ужесточение законодательства в отношении «употребляющих» водителей. Вплоть до пожизненного лишения прав или уголовной ответственности. Как вы считаете, нынешнее решение законодателей достаточно либо же ужесточение действительно требуется?
– У нас вообще к водителям в состоянии опьянения предусмотрен ряд мер. Первоначально применяется санкция в виде лишения прав. Если повторное выявление в пьяном виде – то это уже административный арест до 15 суток.
Я думаю, что меры ужесточения, с одной стороны, нужны, но подход должен быть индивидуальным. Есть же различные факты, почему человек сел за руль в пьяном виде. Может, случилось горе, нужна неотложная помощь родственнику. Человек сидел дома, отдыхал, выпил бокал вина, а тут прибегают соседи и умоляют отвезти кого-то в больницу. Он при этом при всем везет человека, зная, что он нарушает закон. А вот если в пьяном виде водитель совершил ДТП, в котором пострадали люди, то это, на мой взгляд, нужно рассматривать как уголовное преступление. Потому что он заведомо сел за руль пьяным. Вот здесь санкция нужна вплоть до пожизненного лишения.
Фото: Фото Юрия ЛЯШКО