Знаменитый грамматический ребус напоминает ситуация с новой методикой сдачи экзаменов на получение водительских прав. Генеральная прокуратура применение методики прямо запрещает. ГИБДД, ссылаясь на внутренний характер документа, настроено продолжать внедрение системы. Автошколы пытаются занять выжидательную позицию.
Новая Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами получила широкую известность задолго до принятия в июне этого года. Шутка ли – отныне экзамены будут проходить «мимо» ГИБДД. Два этапа испытаний – теоретический экзамен и первый этап практического экзамена – принимает автоматизированная система, которая с помощью датчиков фиксирует весь процесс. При этом все учебные автомобили в обязательном порядке нужно оснастить специальным видео- и аудиооборудованием: вся информация затем регистрируется и передается на хранение.
«При автоматизированной системе человеческий фактор сводится к нулю. Все ошибки фиксирует компьютер. Весь процесс приема экзамена записывается на видео. Если у кого-то возникнут претензии, всегда можно поднять запись и посмотреть, были ли нарушения со стороны инспектора или его помощника», – говорил о плюсах новой методики глава ДОБДД России Виктор Кирьянов.
Идея привлекательна, но стоит дороговато. Протесты начали поступать именно от небольших автошкол, которые попросту не могут позволить себе такой «апгрейд». Во сколько обходится переоснащение, рассказал еще год назад вице-президент Российской федерации объединений автошкол Владимир Чуков.
«В Челябинске автоматизированный автодром построил один из предпринимателей. Работает автодром уже год. Там все сделано в виде реальной дороги, со всеми светофорами и знаками. Может проигрываться 14 позиций: разные дорожные условия, погода, время суток. Одновременно могут находиться на автодроме до 50 автомобилей. Это, конечно, дорогое удовольствие – порядка 22 миллионов рублей, но мы с ним общались, он говорит, что уже эти деньги отбил и сейчас второй автодром собирается строить. Я думаю, что это наше ближайшее будущее», – отметил Владимир Чуков.
Протестующим лишь дали отсрочку – Методика официально вводится в действие с первого ноября 2011 года – и предложили объединяться, сбрасываться и строить новые автодромы «всем миром». Посыпались жалобы в надзорные инстанции. В последние дни ноября стало понятно: молитвы автошкол услышаны. Ожидаемое официальное заявление распространил пресс-центр Генеральной прокуратуры России. В проверке, которую провело ведомство, всплыла интересная подробность.
«В ходе проверки установлено, что в нарушение Указа Президента России от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» Методика не прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. В связи с этим Методика не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Генеральная прокуратура РФ внесла в адрес Министра внутренних дел РФ представление, в котором предложила отозвать Методику, отменить положения об ее использовании и проинформировать население о ее неприменении», – прокомментировала итог проверки представителям СМИ официальный представитель Гепрокуратуры РФ Марина Гриднева.
В итоге автошколы оказались в еще более сложном положении. Вместо комментария руководитель представительства Федерации объединений автошкол (ФОАШ) в Ростовской области Рубен Арутюнов цитирует слова документа, который поступил в его распоряжение.
«Есть ответ на представление Генпрокуратуры, подписанный заместителем начальника Управления анализа и выработки стратегических решений в области безопасности дорожного движения ДОБДД России Александром Борисовым. Он заявляет, что инициатива Генпрокуратуры не обязывает менять методику, так как она является внутренним документом, предназначенным для сотрудников ГИБДД. К этим словам я вряд ли что-то могу добавить», – рассказал Рубен Арутюнов в беседе с корреспондентом 161auto.ru.
Собеседник редакции, пожелавший остаться неизвестным, уточняет: назвать состояние автошкол Ростовской области, да и всей страны, подвешенным – значит, ничего не сказать. Причем Методика – далеко не первый документ, который приводит специалистов в недоумение.
«Нашумевшее постановление ГИБДД, которое вступило в силу с первого июня и обязывало автошколы применять в процессе обучения аппаратно-программные комплексы, также, по сути, в силу не вступило. Оно не прошло экспертизу. Однако ГИБДД сегодня требует его исполнения. Что касается новой Методики, то есть в Ростове одна автошкола, которую заставили поставить эстакаду по новой Методике – за 800 тысяч. Построили – эстакада хорошая, пригодится вне зависимости от методики. Но такая вот мутная ситуация, когда принимаются сырые законодательные акты, непонятно творится с документами, очень мешает спокойно работать», – описывает эксперт общее настроение.
И судя по всему, изменится обстановка очень не скоро. На очереди заявление от еще одного влиятельного ведомства, Федеральной антимонопольной службы. Признаки нарушения законодательства о конкуренции в действиях разработчиков новой Методики антимонопольщики уже усмотрели. На днях ведомство примет окончательное решение.