Генеральная прокуратура России заинтересовалась причинами серии автокатастроф с многочисленными жертвами. Региональные прокуроры проверят, как на местах исполняется законодательство о безопасности дорожного движения. Одновременно ведомство настаивает на тотальном оснащении грузовиков и автобусов тахографами.
В Ростовской области, на Кубани и в Украине хоронят 21 жертву пятничной трагедии под Самарским. Тем временем следствие пытается установить причины нелепого ДТП. Версия о плохом состоянии дороги отпала сразу же: участок трассы «Ростов–Краснодар», где произошла трагедия, может похвастаться неплохим покрытием и четырьмя полосами движения. Отметено и предположение об алкогольном опьянении водителей: первые данные судмедэкспертизы показали, что «веселящие вещества» в крови погибших отсутствуют. Ряд СМИ уже заявляет, что не подтвердилась и версия остановки сердца у 54-летнего водителя масловоза. Между тем Генпрокуратура России анализирует причины целой серии катастрофических ДТП: выяснилось, что между ними есть что-то общее.
«Значительное количество подобных инцидентов связано с управлением транспортными средствами водителями в состоянии повышенного утомления, зачастую обусловленного несоблюдением ими режима труда и отдыха, – уточняет официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева. – Как показывает мировой опыт, одной из наиболее эффективных мер по обеспечению контроля за соблюдением водителями режима труда и отдыха является применение на транспортных средствах устройств постоянной регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов)».
Тахограф – прибор, сходный по функционалу с «черным ящиком» самолета. Устройство регистрирует скорость движения транспортного средства, километраж, режимы занятости водителя. При этом на показания прибора водитель теоретически повлиять не может. Изобретение тахографа – дело рук западной буржуазии, которой нужно было отслеживать судьбу своего имущества в любое время суток. Правда, когда удалось установить взаимосвязь между аварийностью и усталостью водителя, тахометр стал основным борцом за нормальный режим труда и отдыха. Показания прибора в Европе контролируют местные «гаишники»: просидел за рулем семь часов вместо положенных четырех – прямая дорога на стоянку. Сначала – отдохнуть, а потом еще и заплатить приличный штраф. Руководитель представительства Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) России в ЮФО Олег Татарченко эмоций не скрывает: давно пора установить тахометры на все, что движется – от самосвала до автобуса.
«Я хочу подчеркнуть, что все члены АСМАП, поскольку выполняют международные перевозки, ездят исключительно с тахометрами. К этому на западе очень серьезно относятся. Да и у нас закон такой должен был вступить в силу с 2007 года, но все откладывается. Действительно, очень эффективный прибор: аварийность сходит на нет. Поэтому я за то, чтобы тахометры ставили на все, даже на самосвалы. Но здесь же вопрос в другом! Кто у нас по трассам ездит? Комбайны без сопровождения, вот этот вот бензовоз – откуда он вообще там взялся? Его без спецразрешения на этой дороге вообще быть не должно было! Вот так и поехал небось: там дам, там дам... Вот и надавал – столько погибших. И, естественно, у него тахографа не было в машине», – рассуждает Олег Татарченко.
Правда, идея поголовного оснащения тахометрами рядовым водителям, которые выполняют внутрироссийские рейсы, пришлась не по вкусу. Прибор попросту лишает возможности заработка, говорит водитель одной из топливных компаний Игорь Романов.
«Я не знаю, как собственникам, а водителям, которые зарабатывают «с колеса», тахограф точно не нужен. Потому что мне дали неделю на рейс, суточные и ГСМ выдали – и я пошел. Хозяину все равно, как я еду – лишь бы работа была сделана хорошо и в срок. А я могу и за четыре дня обернуться туда-обратно, по 14 часов за рулем. И лишние выходные заработаю, и суточные домой привезу. Если введут тахографы, водители тут же придумают, как их отключать. Только когда штрафовать собственников начнут, чтобы хозяева нас заставляли тахограф включать и режим соблюдать, это уже труднее будет. А так... у меня сейчас в MAN'е стоит тахограф, но он чисто для нас, водителей, для отчетности по километражу и времени, хозяева на него внимания не обращают. А надо будет, водители быстро научатся его отключать или как-то договариваться, чтобы не было проблем с ГИБДД», – предполагает наш собеседник.
Правоту его слов подтверждает опыт соседней Беларуси. Там тахографы стали обязательными пять-шесть лет назад и сразу же показали свою несовместимость со славянским менталитетом. Рынок отреагировал на нововведение вполне оперативно: вскоре после вступления в силу соответствующего законодательства вдоль трасс уже работали конторы, которые за соответствующую плату корректировали показания хитроумного прибора.