Долги Таганрогского автозавода Сбербанку будут реструктуризованы. Договоренность об этом заключена в Москве в ходе встречи губернатора РО Владимира Чуба с председателем правления СБ РФ Германа Грефа. Помимо этого губернатор предложил направить на производство техническую комиссию: она должна прекратить разговоры о бедственном состоянии предприятия.
Кризис затронул автосборку на родине Чехова в значительном объеме. Несколько остановок производства, длительные отпуска сотрудников, из которых персонал, по официальным сообщениям минэкономики, отзвали только в начале мая. Но самое главное – кредиты. По данным на март, ТагАЗ был должен в общей сложности 15 миллиардов рублей. 6,5 миллиарда предприятию предоставил ВТБ, около шести – Юго-Западный банк Сбербанка России.
«ТагАЗ брал у банка краткосрочный кредит», – уточнил в это же время председатель правления Юго-Западного банка Сбербанка Сергей Бритвин.
Форма и сроки реструктуризации стороны начали обсуждать тогда же. В итоге договоренность достигнута лишь 2 июня. Губернатор РО Владимир Чуб обсудил этот вопрос в Москве – лично с председателем правления Сбербанка России Германом Грефом.
«Мы договорились о реструктуризации долгов «ТагАЗа» перед Сбербанком. Поскольку завод не обращался в банк за новыми займами, в принципе, в этом вопросе мы нашли понимание и поддержку. Правда, банк оставил за собой решение о сроке, в течение которого будут реструктуризированы долги. Заводу бы хотелось, чтобы это было пять лет.
За этот срок он мог бы наладить производство собственных автомобилей», – заявил по итогам встречи Владимир Чуб.
Губернатор РО также предложил Герману Грефу направить на ТагАЗ техническую комиссию, которая оценила бы состояние дел на предприятии. Особую обеспокоенность главы областной администрации вызвали слухи, которыми обрастает ТагАЗ.
«Вы знаете, какое отношение сегодня к «Таганрогскому автомобильному заводу», какое-то неординарное. Мы начинали это производство первыми в России, уже все делают так, как мы, а руководство «ТагАЗа» по сей день в чем-то пытаются подвергнуть критике. Наверное, это связано с теми процессами, которые происходили в «Дэу», когда с приходом «Дженерал моторс» «Дэу» обанкротилось, там были какие-то взаимные претензии... Поэтому я предложил Сбербанку направить на «ТагАЗ» свою техническую комиссию, чтобы она посмотрела, какой же есть завод на самом деле, и прекратились недомолвки на этот счет», – резюмировал Владимир Чуб.
Насколько реструктуризация поможет предприятию, сказать сложно. Независимые эксперты констатируют, что ситуация действительно сложная. Директор автоцентра Hyundai компании «БЦР – Автоком» Алексей Разиков в ходе работы дискуссонного клуба издания «Деловой квартал» оценил уровень падения продаж ТагАЗа в 90%.
Свою оценку происходящему на заводе дал и известный автоэксперт Сергей Асланян. Интервью с ним сегодня публикует «Свободная пресса». Фрагмент беседы, касающейся ТагАЗа, редакция 161.ru приводит полностью.
«За спиной у государства существовал частный завод, созданный на частные деньги, который никак не играл с государством в его государственные игры. На ТагАЗе производили очень конкурентоспособный автомобиль, на голову превосходящий аналоги, по конкурентной цене. И этот автомобиль портил картинку существования непосредственно АвтоВАЗу – ТагАЗ стал его главным конкурентом и отбирал у него потенциальных клиентов. Несколько лет назад, в период относительного благоденствия, победить ТагАЗ было просто невозможно. Купить его? Он не продавался. Применить административные меры? Нельзя, ситуация не позволяла. Но уже начиналась программа реприватизации, которая вызвала скандалы и побоища, потому что народ не захотел отдавать то, что он имел на правах собственности. Это бывшие государственные заводы, перешедшие в частные руки. Государство захотело забрать их обратно – ему не дали. Потом в стране был объявлен «кризис». Это скорее такая операция под прикрытием. Реального кризиса нет, но его блестяще разыграли, с тем, чтобы реприватизация все-таки состоялась. Вся страна, в том числе и ТагАЗ – утром проснулись и вдруг узнали, что разом остановились все платежи. В банке иссякли деньги? Нет.
Банк обанкротился? Нет. Это же наши деньги, почему же вы наши деньги не проводите? Деньги ваши, но мы их, извините, не проводим. Почему это произошло со всей страной в одну минуту. Потому что все банки одновременно получили команду: стоп платежам. Нет возможности купить комплектующие, выплатить зарплаты и так далее. Через месяц завод ТагАЗ становится банкротом и ползет за помощью к тому же государству. Нет проблем, говорит государство и дает ТагАЗу кредит в два миллиарда рублей на один год – под залог самого же завода. Через два месяца кредит закончился, ТагАЗ поступает в госсобственность. Осталось для чистой формальности дождаться конца года, чтобы утвердить этот факт юридически».
Фото: Фото с сайта Avtojurnal.ru