Ростовская область – в лидерах по уровню падения продаж иномарок. Итоги первого квартала подвели аналитики агентства «Автостат». По мнению аналитиков, такова тенденция – регионы продолжат «падать», центры продаж сместятся в столичный регион. Однако региональные дилеры говорят, что ситуация неоднородна: некоторые марки вообще не сдали позиции.
Продажи иномарок в России в первом квартале упали в среднем на 38,6%. Эти данные обнародовали в своем отчете специалисты аналитического агентства «Автостат». При этом падение рынка идет неоднородно. На Северо-Западе продажи сократились примерно на треть, гораздо хуже ситуация на Урале (-50,1%), в Поволжье (-47,5%), на Дальнем Востоке (-46,7%) и на Юге России (-44,9%). При этом Ростовская область отличилась показателем, который намного ниже средних данных по Южному федеральному округу. По данным АА «Автостат», за три месяца дилеры продали здесь 6730 автомобилей – подчеркнем, речь идет о новых иномарках. Это на 55,4% меньше, чем в январе-марте 2008 года.
«Упали» в среднем на треть и обе столицы – Москва и Петербург. Однако впервые за несколько лет их совокупная доля продаж превысила 50%. Эксперты говорят, что тенденция падения регионов будет только продолжаться.
«Людям не на что покупать машины, кроме того, доходы сокращаются, безработных становится все больше и больше. Вдобавок, в мае-июне вырастут цены на автомобили, поскольку у дилеров заканчиваются старые запасы, сделанные еще до введения новых пошлин и по старым ценам. Трудно сказать, в каком именно регионе это будет сильнее ощущаться, могу назвать только общие ориентиры: количество безработных, состояние кредитной системы, уровень доходов населения», – говорит ведущий аналитик департамента консалтинга РИА «РосБизнесКонсалтинг» Анна Синявская. Ее заявление приводит портал «АвтоНьюс».
Впрочем, региональные дилеры о падении продаж говорят мало и неохотно, заявляя в общей массе, что выводы пока делать рано. Конкретные цифры редакции 161.ru не назвали, ссылаясь на коммерческую тайну. Кроме того, сегодня на рынке продолжается продажа автомобилей 2008 года выпуска, действует масса скидок и специальных акций, что затрудняет оценку уровня покупательского спроса. При этом отмечается, что падение происходит неоднородно: торгующие марками средней ценовой категории негативное явление кризиса косвенно признали. Дилеры автомобилей премиум-класса, напротив, заявили, что продажи стабильны и если не превышают, то соответствуют уровню 2008 года.
Между тем оптимизм экспертов убавляется с каждым новым месяцем 2009 года – это тоже тенденция. Сегодня эксперты заявляют, что продажи к концу года снизятся наполовину. И сегодня это – самый оптимистичный прогноз.
«Рынок новых иномарок сократится в 2009 году примерно на 46-48%, а учитывая состояние регионов, можно прогнозировать, что в целом в регионах продажи новых иномарок сократятся на 56-58% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года», – говорит Анна Синявская.
В начале апреля комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса официально понизил прогноз продаж легковых и легких коммерческих в России до 1,7 миллиона штук. В этот показатель входят и иномарки, и машины местного производства. Как отмечается в официальном релизе организации, акцент интересов покупателя смещается в сторону местной продукции.
«Исходя из тенденций российского авторынка в первом квартале, можно ожидать дальнейшего снижения его показателей. Мы считаем, что объявленный правительством ряд мер, направленных на поддержание покупательского спроса, мог бы быть расширен с тем, чтобы у российского покупателя было больше возможностей по выбору моделей, включая все местно произведенные автомобили. Необходимы также дополнительные меры для стимулирования спроса», – такое мнение высказал вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. Напомним, что 2008 году в России было продано 2,92 миллиона машин.
Минус 50-60% – таково мнение и российских властей. Замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев на заседании экспертного совета по автопрому в Госдуме заявил, что продажи автомобилей в России упадут в среднем на 60%.
«Ранее прогнозировалось 40%, но прогноз пришлось корректировать по итогам первого квартала. Несмотря на господдержку, спад рынка грузовых машин может составить 80%, спад рынка автобусов – 72%», – уточнил замминистра.
При этом он отметил, что господдержка может вытянуть рынок на 10% – тогда продажи упадут лишь наполовину. Напомним, по государственной программе субсидирования кредитных ставок и иным формам стимулирования спроса планируется продать 250 тысяч машин.
Фото: Коллаж Федора БУЛКИНА